#SaveRoerichMuseum

Как помочь Музею имени Н.К. Рериха

Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!

 

ПОМОЧЬ МУЗЕЮ

 




С 23 сентября 2019 г., «Рериховское культурное творческое объединение» возобновляет встречи на культурно-философские темы в Доме Культуры им. Горького каждый понедельник, в 18 часов по адресу: г. Иркутск, ул. Клары Цеткин, 13 А. Остановка трамваев «Грибоедова», автобусов «Свердловский рынок». Приглашаются все желающие. Вход свободный. Тел. для справок: 8-964-105-38-10, 8-914-904-95-40.

 


 

Огонь, вода, и железная дорога…

Статья К. Гильманшина "Огонь, вода, и железная дорога"

В последнее время Иркутская область всё чаще привлекает к себе внимание различных СМИ. Область беспокоят как разросшиеся до гигантских масштабов лесные пожары, так и наводнения из-за которых были затоплены тысячи домов, оставив людей без крыши над головой. Однако, за этими серьезнейшими проблемами, из вида ускользает ещё одна «стихия», которая нависла над людьми и может лишить их не только жилья, но и исторического культурного наследия.
16 июля 2019 года, на сайте Change.org, была размещена петиция, в которой жители Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) просят защитить их от действий чиновников ВСЖД по возможному сносу их единственного жилья.
Обращение жителей направлено к президенту РФ В.В. Путину, председателю Гос. Думы В.В. Володину, начальнику ОАО «РЖД» О.В. Белозерову и губернатору Иркутской области С.Г. Левченко.

В петиции говорится следующее «В 2007 году ВСЖД взяла в аренду у государства землю по КБЖД забыв выделить её под дома местных жителей. В посёлках и деревнях, находящихся вдоль этой дороги, нет никакой медицинской помощи, отсутствуют детсады, школы, автодороги, а поезд, на котором можно выехать в Слюдянку, ходит всего четыре раза в неделю. Также на 149 км, в поселении Ангасольская закрылся единственный магазин, не выдержав субаренды, под угрозой закрытия находится альпинистский лагерь, Культурно-выставочный центр.
Также говорится, что чиновники ВСЖД оставляют жителям лишь два варианта: брать землю в субаренду, либо сносить дома.
«Наш дом был приватизирован, а он 2013 году сгорел» - рассказывает Лилия Анчутина, одна их жительниц попавших «под пресс» ВСЖД. «Железная дорога передала нам его на приватизацию, передали нам в пользование участок.…Получается, если дом сгорел, то мы бесправные».
По словам Лилии, семья Анчутиных и вовсе не может добиться предоставления им земли в субаренду. «Нельзя строить» - вздыхает жительница. «Но мы-то не строили, мы восстановили его. Хотели оформить субаренду, а получилось так, что всё наши постройки и вовсе могут снести».
«Хотели взять субаренду, а нам предложили участок, где то в Слюдянке, мол, езжайте туда, и стройтесь там, а у нас здесь все предки жили» - возмущается Сергей Анчутин, муж Лилии. «По-человечески, - говорят, - мы вас понимаем, законы такие, мы ничего сделать не можем» - добавляет Лилия. «Сейчас уже судимся с ними».
Другому жителю КБЖД Аркадию Баирову всё же удалось оформить договор о субаренде, но, по словам Аркадия, опасения, что его могут лишить единственного жилья, никуда не делись. «Согласно документам, ВСЖД может расторгнуть договор о субаренде в любой момент без объяснения причин» - пожимает плечами Аркадий. «Живём здесь, пока дают, но я считаю, что этот договор скорее защищает права ВСЖД, чем мои».
Директор альпинистского лагеря, Людмила Артёменко многократно, с 2002 года обращалась с просьбой к дирекции ВСЖД об отводе в собственность земельного участка,
поскольку дом был приватизирован с 18 октября 2006, имеется Свидетельство о регистрации права. Также была письменная просьба от бывшего Главы администрации Слюдянского района к руководству ВСЖД об отводе земельного участка Людмиле в собственность. Работники ВСЖД, занимавшиеся данными вопросами, объясняли жителям КБЖД, что их никто не ограничивает в использовании земли, однако документы не оформляли. «Стоимость 24, 5 соток за 3 месяца каждый год растет и сейчас составляет 3120 рублей» - рассказывает Людмила. «Я оплачиваю за участок земли все эти годы, но участок в субаренду мне не оформляют, требуют снести «незаконно построенную» баню, которая была построена на фундаменте старой поселковой бани в 1930 г. и капитально отремонтирована в 1999г. Тогда еще у ВСЖД не были оформлены документы об аренде поселковых земель по КБЖД у Российской Федерации. Я считаю однозначно, что железная дорога ущемляет как мои права, так и права всех жителей Кругобайкалки, без их согласия оформив в аренду все поселковые земли, считаю, что нужно добиваться, чтобы земли были возвращены жителям КБЖД. Получается, что земля под домом, в котором я проживаю, мне не принадлежит, как не принадлежит земля и под баней, сараями, туалетом.
Более того, я не имею права без согласия ВСЖД на строительство даже беседки, а получить согласие на строительство
даже склада от ВСЖД не реально - уже пытались, безуспешно».
По словам Людмилы, она не надеется выиграть судебное дело против ВСЖД так, как жителями с чиновниками находятся в разных весовых категориях.
В ВСЖД в ответе на официальный запрос написали следующее: «Всего за последние 10 лет ОАО «РЖД» было предъявлено два исковых заявления по освобождению земельных участков КБЖД, в настоящее время подготовлено исковое заявление об освобождении еще одного земельного участка. Поэтому информация о массовом сносе жилых домов жителей КБЖД не соответствует действительности. На сегодняшний день имеется решение суда в отношении собственника одного из домов, расположенного на 149 км КБЖД, о сносе рыбацкого домика и лодочных гаражей. На эти объекты собственник правоустанавливающих документов не имеет»
Действительно, публичные заявления о том, что люди должны сносить свои дома, ВСЖД не делала, это не в её компетенции, но можно допустить, что работники оказывают психологическое давление и выдвигают ультиматумы, иначе как в таком случае можно объяснить жалобы жильцов? ВСЖД использует в качестве аргумента то, что у жителей нет правоустанавливающих, документов, но что людям делать, если сотрудники железной дороги наотрез отказываются их оформлять? Почему у тех, кому удалось договориться с железной дорогой, договор составлен таким образом, что люди находятся на «птичьих правах»?
В немилость к ВСЖД попал и Культурно-выставочный центр имени Н.К.Рериха. На сайте КВЦ опубликовано обращение к губернатору Сергею Левченко и начальнику ВСЖД Василию Фролову. 22 октября 2013 года КВЦ был охвачен огнём, который перескочил на здание от соседнего дома. Для того, чтобы восстановить центр, Рериховское Культурное Творческое Объединение (РКТО), структурным подразделением которого является КВЦ, заключило договор безвозмездной аренды с Татьяной Нарулиной – хозяйкой ветхого дома, который уцелел при пожаре. Здание было залито водой, крыша после тушения была разобрана, и было принято решение реконструировать здание, и дом впоследствии соединили с помещениями на соседнем участке, который был выведен из полосы отвода железной дороги.
Так как земля, на которой стоит дом Т.Нарулиной, находится в аренде у ВСЖД, Нарулина в 2015, 2018 годах делала запросы, чтобы железная дорога выделила землю под дом в субаренду, однако никакого ответа не последовало. В январе 2019 года было получено письмо, в котором Нарулиной было отказано в предоставлении земли в субаренду, и выдвинуто требование освободить участок, на котором было возведено самовольное строение с последующим прекращением деятельности КВЦ, которую ВСЖД посчитала незаконной. Железная дорога, сославшись на Службу по охране объектов культурного наследия, заявила, что дом является «объектом культурного наследия, проводить реконструкцию которого, согласно закону, никто не может. Основанием для этого послужило то, что дом входит в реестр объектов культурного наследия.
В самой Службе по охране культурного наследия Иркутской области в ответ на протестные письма пишут следующее: «2-х этажный жилой дом, площадью 240 кв. м. в котором расположен КВЦ, объектом культурного наследия не является и предположительно построен на месте утраченного объекта культурного наследия «Двойной сторожевой дом». На основании того, что земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия «Комплекс Кругобайкальской железной дороги», на нем действует режим, предусмотренный статьей 5.1 ФЗ от 25 июня 2002 года №73 ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», в соответствии с которым на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства».
По словам Татьяны Нарулиной, она даже не знала, что её дом является памятником, и никто хозяйку дома об этом не уведомлял, а в документах не было никаких ограничений.
«В 2016 году они сделали заключение, что дом памятником не является, а в 2018 написали, что на этом месте стоял двойной сторожевой дом» - рассказала о ситуации Нарулина. «Но дело в том, что в реестре указаны три сторожевых дома без номеров, просто хотят задним числом внести какие-то изменения. Если это памятник, то собственник при оформлении документов должен предупреждаться об этом». По словам хозяйки, она может представить все документы, подтверждающие ее слова.
Ситуация принимает интересный оборот. Зачем Служба по охране культурного наследия проводит такие манипуляции? Почему на данную инстанцию, претензии которой не выдерживают никакой критики, ссылается ВСЖД? Не является ли данная ситуация синхронным «наездом» по договоренности?
Идём дальше.
Пресс-служба ВСЖД пишет следующее: «Руководством Дороги была рассмотрена поступившая заявка от гражданки о передаче в субаренду части земельного участка площадью 1792 кв. м. по указанному адресу для целей эксплуатации объектов недвижимого имущества (две квартиры) и ведения приусадебного хозяйства. О целях деятельности в других целях использования участка не сообщалось. Заявка от Культурно-выставочного центра им. Рериха на предоставление земельного участка в адрес дороги не поступала, как и документы, подтверждающие правомочность использования имени великого художника в наименовании Центра».

Как сообщил 1-й зам. председателя ИРО РКТО Лазарь Бакунин, Центр в данной ситуации и не должен был отправлять какие-либо документы: «По закону, человек может делать то, что не запрещено» - отметил он. «Не запрещено делать в своем доме то, что мы делали, а часть того, что было построено за 10 лет, согласовывалось руководством Дистанции, а затем и Службы гражданских сооружений…ВСЖД. Есть, конечно, поводы прицепится, оштрафовать, если что-то не так, но претензий к бесплатному музею, организованному в частном доме, по закону не может быть. Относительно нашего права использовать имя Рериха. На заявлении» ИРО РКТО о присвоении имени Н.К.Рериха от КВЦ на Байкале от 28.01.2015 г. стала личная резолюция «Не возражаю» 21.04.2015 г. Генерального директора Цента-музея им.Н.К.Рериха, Первого вице-президента Международного Центра Рерихов, академика РАЕН и РАКЦ* , доверенного лица С.Н.Рериха, Л.В.Шапошниковой.
Состоялось решение Правления МОО МЦР: «Удовлетворить просьбу коллектива ИРО РКТО о присвоении Культурно-выставочному Центру на Байкале почетного имени Н.К.Рериха». Напомним, что правообладателем Имен и символики Рерихов, является Международный Центр Рерихов. Датой присвоения считается дата резолюции Л.В.Шапошниковой на нашем заявлении. Это к тому, что нас пытаются выставить чуть ли не самозванцами».
И здесь возникает ещё один резонный вопрос. Откуда у ВСЖД полномочия на то, чтобы запрашивать документы на использование имени Рериха? Может ли железная дорога доказать правомочность таких заявлений? Если нет, то зачем разводить демагогию? ВСЖД делает ставку на юридическую безграмотность корреспондента?
Также, ВСЖД заявляет следующие претензии: люди нарушают полосу отвода, и не соблюдают договор о субаренде.
Л.Бакунин сообщил: «По существующим правилам полоса отвода должна быть от 15 до 50 метров, а они взяли 750 метров. Почти километр».
В строительных нормах и правилах по градостроительству,
«ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ» говорится: «Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50 % площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м».

В связи с этим ВСЖД никак не может претендовать на полосу отвода в 750м. Такие аппетиты являются явным нарушением правил и норм, соблюдение которых является законодательной обязанностью ВСЖД. А несоблюдение их является попиранием прав жителей Кругобайкалки. Почему люди вынуждены платить бесконечную дань чиновникам из-за того, что железной дороге «мало места»?

Что касается договора о субаренде, то вопрос предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности регламентируется главой 5 Земельного Кодекса РФ.
По оценке юриста Андрея Харитонова, процедура запутанная, но исходя из толкования норм права, заявитель, то есть законный собственник объектов недвижимости, расположенных на землях государственной и муниципальной собственности, имеет право обратиться о предоставлении ему права владения землёй для обслуживания объектов недвижимости непосредственно к правообладателю, то есть к органу государственной власти, который представляет интересы РФ в земельных отношениях. Таковым органом является РОССРЕЕСТР. Требование ВСЖД о заключении договора субаренды незаконно и не обосновано.

Остается только догадываться, на какие ухищрения в дальнейшем пойдут чиновники ВСЖД ради освобождения территории от «неудобных» построек и по скольким головам они пройдутся. У железной дороги - железная хватка.

К. Гильманшин

Спасите Культурно-выставочный Центр на Байкале от уничтожения!

Спасите Культурно-выставочный Центр на Байкале от уничтожения!

Новая книга!

Сборник "Культура – врата в будущее России и человечества"

Дорогие друзья!

Издан юбилейный сборник, в котором представлены материалы Международной научно-общественной конференции «Культура – врата в будущее России и человечества», состоявшейся 24 марта 2018 г. в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ), посвященной 25-летию Иркутской региональной общественной организации «Рериховское культурное творческое объединение». В сборнике поднимаются вопросы значения и сохранения культуры, а также культуры в образовании, в искусстве, в науке. Сборник будет полезен работникам образования, культуры, студентам и всем интересующимся вопросами сохранения, защиты, приумножения культуры и воспитания в культуре.
Сборник имеет ISBN и участвует в обязательной рассылке по крупнейшим библиотекам страны, а также размещен в РИНЦ
По вопросам получения и приобретения сборников обращайтесь к Нарулиной Татьяне Викторовне, тел. 89641053810 или по эл. почте: iromlzk@mail.ru

Объявление

Дорогие друзья!

Нужна помощь волонтёров в работах по облагораживанию территории
Культурно - выставочного Центра на Байкале в посёлке Старая Ангасолка, 149 км. КБЖД.
Можно совместить приятное с полезным - побыть на природе и помочь общему делу!
Тел. для справок: 89148927765, 89641053810

Обращение детей за мир во всем мире!

Дорогие друзья!

Это обращение было написано на берегу священного озера Байкал под влиянием его красоты и той мудрости, которой наполнена его природа. Написано было горящими сердцами детей. Чистота и искренность их устремления помочь нашей планете в это нелёгкое для неё время заслуживает не просто внимания, но активной помощи со стороны тех, чьё сердце ещё способно чувствовать и сочувствовать, со стороны тех, кто способен без страха взглянуть правде в глаза, и, осознав всю бедственность сегодняшнего положения, найти силы в себе, что бы помочь миру!