#SaveRoerichMuseum

Как помочь Музею имени Н.К. Рериха

Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!

 

ПОМОЧЬ МУЗЕЮ

 


Введение в изучение Живой Этики

Содержание материала

Энергетическая роль Культуры в эволюции человечества.
Л.В.Шапошникова

Сегодня темой моей лекции является: "Энергетическая роль Культуры в эволюции человечества". Когда мы говорим о Культуре, мы редко задумываемся над тем, что собой, по существу, это слово представляет. В нашем расхожем, бытийном представлении Культура — это самодеятельность, сельские клубы и многое другое, что обычно стоит последним в различного рода социальных программах и в бюджете правительства. Но, если мы вникнем, по существу, в это слово, то представление о Культуре получается несколько иное.

В первую очередь, я бы хотела сказать, что мы часто путаем слово "культура" и слово "цивилизация". На самом же деле, это два разных понятия. Любое явление, которое существует у нас на планете, мы обычно должны рассматривать с точки зрения взаимодействия Духа и Материи. И когда мы осмысливаем такие понятия, как Культура и Цивилизация, то мы должны понять, что Культура — это явление Духа, а Цивилизация — это явление материи. Если Культура — это система Духа самого, то Цивилизация — это всего навсего система обустройства нашей жизни. И источники возникновения Культуры и Цивилизации совершенно разные.

Я хочу вам прочесть цитату, я не буду ими злоупотреблять, но некоторые цитаты настолько выразительны, что я не удерживаюсь, чтобы их зачитать. Это пишет Николай Константинович Рерих. Он пишет: "До сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова "Культура" "цивилизацией". При этом совершенно упускается, что сам латинский корень "cult" имеет очень глубокое духовное значение, тогда как "Цивилизация" в корне своем имеет гражданственное, общественное, строение жизни". Это четкое определение, которое дает нам возможность поймать и почувствовать разницу между этими двумя понятиями.

 

Если мы говорим о Культуре, в первую очередь, мы должны понять, что Культура, сама по себе, носит, я бы сказала, религиозный природный характер. Почему религиозный, в первую очередь? Да потому что первое чувство, которое возникло у человека с вхождением в него сознания было чувство религиозности, было чувство и стремление связи с Высшим. И было осознание, что кроме этого человека, который запрятан в скафандр, в материю, существует еще что-то другое, выше его самого. И вот это природное религиозное чувство, оно и легло в основу и из него возникала сама Культура.

Почему природное? Потому что, в принципе, Культура заложена в нас на нашем внутреннем уровне, и этот внутренний уровень, практически, и формирует Культуру, как таковую.

Культура является, в какой-то мере, самоорганизующейся системой Духа. И если ее определять коротко и четко, то мы можем прямо сказать, что Культура есть самоорганизованная система Духа. Что значит самоорганизующаяся система Духа? И, вообще, что значит самоорганизующаяся система?

Прежде всего надо упомянуть о такой науке, которая возникла лет десять тому назад, не более того, которая называется синергетикой и которая занимается самоорганизующимися системами, которые делают, так сказать, и форму и узор вне зависимости от человека и вмешательства его в эти процессы.

Что касается самой науки синергетики, то она, собственно, занималась в большей степени биологическими структурами, т.е. структурами самой материи.

Но, вместе с тем, те, кто занимался этим, нащупали два интересных момента. Это момент первый: к самоорганизации способны структуры, которые являются открытыми. Открытая система — это система, которая учавствует в различного рода энергетическом обмене, т.е. принимает влияние энергетики других систем и отдает свою энергетику этим же системам. Вот это открытая система. Культура, как таковая, является, пожалуй, самой открытой системой, которая существует у нас среди явлений энергетических, космических, земных и т.д.

Второй момент, который нужно упомянуть в связи с этим, что этой энергетической системе, для того, чтобы она начала самоорганизовываться в форму, необходимо определенное воздействие или же внешнее, или же внутреннее, толчок, который нарушает установившееся равновесие в системе, и, следовательно, является импульсом к самоорганизации этой системы.

В области Культуры, как системы Духа, есть два момента, кроме того что есть внутреннее и есть внешнее, влияние других систем, более высокоорганизованных, есть два момента: субъективный и объективный. Этот импульс, это воздействие может быть объективным, т.е. может возникать в силу регулярного энергетического обмена, в силу природных каких-то моментов, связанных с данной самоорганизующейся системой. И есть субъективные моменты, и этот субъективный момент особенно характерен для самой Культуры. Что это такое? Внешнее влияние, влияние иных энегетических систем. С точки зрения Живой Этики, о которой мы уже с вами достаточно много знаем, — это влияние одухотворенного Космоса и, в первую очередь, на духовную Культуру. Этот одухотворенный Космос, как вы знаете, согласно идеям Живой Этики, воплощен в целой Иерархии Света, Иерархии Учителей, религиозных наставников, философов и великих творцов в искусстве. Это вторая субъективная система, влияющая на самоорганизацию Культуры, как системы Духа, и была, пожалуй, самым важным моментом, который послужил импульсом этой самоорганизации. Этот импульс возник, как я уже сказала, в самом начале человеческого сознания. И такие моменты, как музыка, песня, художество разного рода, оно возникало вместе с сознанием человечества, под влиянием этой одухотворенной системы Иерархии.

Мы знаем с вами, и я вам в прошлый раз рассказывала, об Учителях, которые оставили следы в мифологии, о воплощениях религиозных Учителей, о воплощениях крупнейших философов и т.д., которые продолжали содействовать этой самоорганизации духа. Ведь самоорганизация проходит ряд определенных моментов. Сначала — это простая организация, потом она усложняется, и если есть энергетическое воздейстие такого высокого плана, какой является энергетика этих Великих Сущностей и Высоких Сущностей, то дальше наша Культура, наша организация и система становится более сложной, более тонкой, более глубокой.

Есть еще один момент, о котором нужно сказать. Мне опять придется вам прочесть цитату. Дело в том что Культура, в таком своем воплощении, является, в результате, сердцем нашей эволюции, потому что это воздействие внешнее энергетическое, воздействие представителей одухотворенного Космоса, которые играют главную, важнейшую роль в нашей эволюции, идет только через Культуру. Если нет этой Культуры, я не могу сказать, если вдруг ваш Дух не сложился в эту самоорганизующуюся систему, это невозможно, но если нет этой Культуры, она убита, исковеркана, она искажена, то воздействие одухотворенного Космоса недоступно этому человеку. И посему мы можем сказать, что энергетика Культуры является главным каналом, через который идет на нас влияние этих структур одухотворенного Космоса. И это нам нужно определенно запомнить.

Опять я обращаюсь к Николаю Константиновичу Рериху, который писал: "Культура есть глубочайший устой жизни, скрепленный Высшими серебряными нитями с Иерархией эволюции". Вот, что значит Культура, а не последняя строка государственного бюджета или, предположим, последний какой-нибудь пункт нашей социальной программы. Вместе с тем, Николай Константинович еще пишет: "Культура покоится на Красоте, Знании. Растет она осознанием благословения Иерархии Света. Значит к познаванию механическому нужно добавить огонь сердца, в этом уже будет первое отличие Культуры от Цивилизации.".

Мы вернемся к Красоте. Что есть такое Красота? Вы, очевидно, помните, но я хочу напомнить вам, тем не менее, слова Достоевского: "Красота спасет мир.". Для многих они не понятны. Ну и что Красота? Ну и как она может спасти мир? Николай Константинович добавил к этому еще одно слово: "Осознание Красоты спасет мир". Что есть Красота на самом деле? Красота — это та энергетическая категория, которая связывает нас с мирами более высоких измерений. Красота — это есть гармония нашего восприятия мира. Красота — это тот канал, по которому идет работа Космоса от хаоса к самому Космосу. Космос, вообще, имеет еще одно понятие в древнегреческом языке — это тоже "красота". И эта Красота, собственно, и является основой Культуры, она есть окно в тот Высший мир, через который к нам поступает необходимая энергия, которая нас ведет по коридору эволюции.

Если не будет ничего красивого вокруг нас, а красивое мы не можем воспринять просто так, мы не можем сказать, что здесь так 2 см, здесь — 3 см, здесь — 5 см, значит это красиво, а если это 10-20, то это уже некрасиво. То есть мы здесь Красоту математически вычислить не можем, и научно мы ее определить не можем. Но человек, с самого начала, в себе несет способность воспринять Красоту. И чем выше он в духовном плане, чем шире его Культура, тем тоньше и вернее он воспринимает эту Красоту. И без Красоты, конечно, нет Культуры как таковой. Красота — это, опять-таки, нечто внутреннее, нам присущее, ибо на мир иной, на миры других измерений и иных состояний материи мы выходим не из внешнего нашего мира, а мы выходим из внутреннего духовного мира, там, где сосредоточена Культура и там, где открываются каналы постижения Красоты, которую, в свое время, очень ценил в искусстве Леонардо да Винчи. Он отождествлял художника, создающего эту Красоту, с Творцом-Богом. Он не проводил между ними разницы, потому что, и тот и другой, первый своей энергетикой создает Красоту Космоса, второй своей энергетикой создает Красоту Искусства. Без Красоты, практически, Культуры нету. И то, что мы часто сейчас видим в, так называемом, искусстве безобразное, и мы чувствуем это и понимаем, это не искусство, а антиискусство. Нам показывают, что есть еще иное дело — безобразие и вот, как хотите, спасайтесь с этим безобразием, если вы можете это сделать. И вот противоставление двух противоположных моментов, конечно, в этом плане, очень важно.

Дальше, что касается сердечности и любви, то это тоже основы, на которых покоится сама Культура. Опять же я возвращаюсь к Николаю Константиновичу, который пишет: "Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца разве не расцветают они в Саду Прекрасном? — он называл Культуру Садом Прекрасным, — Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение." — Я хочу сказать, что Николай Константинович чрезвычайно актуален, в той ситуации, в которой мы сейчас с вами все находимся и живем. — "Наоборот, каждое обращение, — пишет он, — к Культурному строительсьтву создавало все блестящие эпохи Ренессанса." Вот, собственно, еще одно определение Культуры. И, естественно, все богатство Культуры я не могу представить вам в одной лекции, но наметить какие-то схематические подходы к осмысливанию этого духовного явления, каковым является Культура, я могу.

И последнее, о чем мы можем сказать и говорить, — это энергетика Культурного поля. Какое она имеет значение? Именно самоорганизующаяся система Духа обладает высочайшей энергетикой и высоковибрационной энергетикой. Для чего и зачем? Дело в том, вы знаете, что в Космосе происходят энерго-информационные обменные процессы. И к нам сейчас, если вы читали внимательно Живую Этику, приближаются иные космические энергии, потому что мы сейчас находимся на переломном моменте, накануне нового эволюционного витка. Этот виток эволюционный мы можем одолеть только с помощью тех энергий, которые нам сейчас дает Космос для обмена. И вот приближаются достаточно мощные энергии к Земле. В этих энергиях заложено и созидание и разрушение. И от того, насколько упруго поле нашей Культуры, зависит как раз качество этой энергии. Если, предположим, это поле разрушено, оно не обладает единством, то такого рода энергия может быть разрушительной, потому что именно поле Культуры является тем проводником и тем громоотводом, который необходим, для того чтобы космическая энергия получила определенный потенциал созидательности, т.е. проявила бы эту созидательность. Вот если мы возьмем и сравним с молнией. Молния может и давать энергию определенную и может быть разрушительной. Когда стоит громоотвод, по этому громоотводу уходит разрушительная энергия туда, в землю. Таким громоотводом, проводящим на планету эти энергии, является само поле Культуры. Если мы его не наработаем, то только мы одни будем виноваты в том, что приблизившаяся энергия оказалась для нас разрушительной, и у нас нет такого поля, которое бы смогло провести эту энергию. И, предположим, человек тоже обладает таким полем, это не абстрактное поле, оно персонифицировано в нас самих. И если у человека нет этой проводящей системы, Культуры, которая принимает новую энергию и может ее направить на созидание, то, конечно, этот человек может быть разрушен тоже. Эти моменты, конечно, очень важны.

Новая книга!

Дорогие друзья!

сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции для молодежи «Мы творим будущее», (28.02.2023 г.)

Издан сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции для молодежи «Мы творим будущее», (28.02.2023 г.), тема конференции «Роль Учителя в развитии человечества»
Здесь поднимается очень важный вопрос о значении педагога и Учителя в жизни и развитии каждого человека, а также всего общества в целом.
Сборник адресован широкому кругу читателей: школьникам, студентам, педагогам, родителям и всем, кого интересует духовное развитие человека, вопросы Культуры и будущее нашей цивилизации.
Стоимость сборника 655 руб.

 

сборник материалов Международной научно-практической конференции «Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики», которая состоялась 18 марта 2023 г. в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ)

Издан сборник материалов Международной научно-практической конференции «Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики», которая состоялась 18 марта 2023 г. в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ).
Живая Этика дает нам представление о новой ступени космической эволюции, о новой эпохе, о новом человеке, о новом мышлении, новой науке и новых грядущих знаниях, так не похожих на ныне существующие.
Издание адресовано работникам образования, культуры, студентам и всем, кто заинтересован в развитии Культуры - основы существования человечества.
Стоимость сборника 700 руб.

По вопросам приобретения сборника обращаться по эл. почте: iromlzk@mail.ru или по тел. 8-964-105-38-10, 8-914-904-95-40

Объявление

Дорогие друзья!

Нужна помощь волонтёров в работах по облагораживанию территории
Культурно - выставочного Центра на Байкале в посёлке Старая Ангасолка, 149 км. КБЖД.
Можно совместить приятное с полезным - побыть на природе и помочь общему делу!
Тел. для справок: 89148927765, 89641053810