#SaveRoerichMuseum

Как помочь Музею имени Н.К. Рериха

Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!

 

ПОМОЧЬ МУЗЕЮ

 


 


С 22 января 2018г. «Рериховское культурное творческое объединение» возобновляет встречи на культурно-философские темы в Доме Культуры им. Горького каждый понедельник, в 18 часов по адресу: г. Иркутск, ул. Клары Цеткин, 13 А. Остановка трамваев «Грибоедова», автобусов «Свердловский рынок». Приглашаются все желающие. Вход свободный. Тел.: 8-964-105-38-10.

 

 


 

Культура и цивилизация

Л.В.Шапошникова

 

Л.В. ШапошниковаОдно из главных мест в философии Живой Этики и трудах Н.К. и Е.И. Рерихов уделено Культуре как одному из устоев космической эволюции человечества. Н.К.Рерих в своих научных и литературных трудах широко пользовался методологией Живой Этики и тем самым внес четкость во многие онтологические вопросы и прежде всего в проблему «Культура–цивилизация».

«Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации, – писал он. – К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова “культура” цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень “культ” имеет очень глубокое духовное значение, тогда как “цивилизация” в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни»[1]

Если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и различные суть и назначение. Отождествление цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духовного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим, что случается часто, дает возможность навязывать Культуре несвойственные ей функции, а цивилизации приписывать то, что совсем не было для нее характерным. В результате возникали мифы о «тысячелетних царствах», «вечно живых учениях», «пролетарских» и «буржуазных» культурах.

Н.А.Бердяев, чьи взгляды во многом совпадали с рериховскими, определял культуру следующим образом: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль – все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще неразвернутой и не дифференцированной. Древнейшая из культур – культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной, духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями»[2].

Рерих не только разворачивает и углубляет сказанное о Культуре Бердяевым, но и вводит многие совершенно новые понятия и определения. «Культура, – пишет он в одном из очерков, – есть почитание Света, Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты»[3].

К области Культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливаются из таинственных глубин человека, носят природный характер и естественны для него. Песня и музыка, художественное творчество во всех его проявлениях, различные культы, этические моменты, поэзия и многое другое, кажется, появились вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием.

Культура, в отличие от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа, действующей согласно уровню и качеству энергетики этого духа. Иными словами, самоорганизация духа есть форма существования Культуры. Новая наука, зародившаяся в ХХ веке и называющаяся синергетикой, и дает некоторые наведения для выяснения закономерностей этой способности к самоорганизации. Синергетика имеет дело в основном с биологической самоорганизацией. На биологическом уровне ученым удалось «нащупать» некий универсальный принцип, имеющий отношение к любой энергетической структуре и к духу в том числе.

В энергетическом поле духа идут те же обменные процессы, которые составляют основу всех космических явлений, начиная с человеческого общества и кончая межзвездным веществом. Такой энергообмен складывает или превращает дух в систему Культуры. Синергетика справедливо утверждает, что самоорганизации поддаются лишь открытые системы.

Наряду с этим важным условием для возникновения процесса самоорганизации, в какой бы среде он ни шел, является первоначальное отклонение от равновесия. Такое отклонение может происходить в силу направленного энергетического воздействия извне или возникать внутри самой системы. Раз уж мы обратились к открытиям современной науки, то следует еще упомянуть теорему Маккалока-Литса, одну из важнейших в кибернетике: промоделировать некую самоорганизующуюся систему может только система на порядок более сложная.

В этих положениях заключаются основные принципиальные закономерности формирования Культуры как самоорганизующейся системы духа. Условно мы их можем разделить на объективные и субъективные. Объективные закономерности действуют на уровне регулярных процессов энергообмена, субъективные же связаны с более сложными явлениями, имеющими отношение к высоким самоорганизующимся системам, способным к направленному энергетическому воздействию. И объективные и субъективные факторы в формировании и развитии Культуры как самоорганизующейся системы духа постоянно взаимодействуют. Если объективные двигатели Культуры мы можем отнести к условно называемым природным явлениям, то субъективные, я не ошибусь в этом, связаны с субъектами космической эволюции, которых Живая Этика называет Иерархией Света. Вряд ли сейчас можно отрицать существование одухотворенного Космоса, в котором энергетические сущности, достигшие высоких степеней эволюции, играют важнейшую и целенаправленную роль. Деятельность космических Иерархов, участвующих в эволюции человечества, проявляется в первую очередь в области Культуры, которая как самоорганизующаяся система духа является энергетическим сердцем этой эволюции.

Воздействие подобного рода можно проследить в истории человечества с древнейших времен и по сегодняшний день. Культурные герои мифов и легенд, мудрецы, учителя, анонимные и исторические, религиозные наставники и, наконец, создатели духовно-этических учений – все они были связаны с космическими Иерархами и сами в ряде случаев являлись субъектами космической эволюции, то есть теми, кто сознательно воздействовал на ход эволюции человечества. Культура «есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции»[4], – писал Рерих. «Культура покоится на Красоте и Знании. Растет она осознанием благословения Иерархии Света. Значит, к познанию механическому нужно добавить огонь сердца. В этом будет уже первое отличие Культуры от цивилизации»[5].

 

Дорогие друзья!

Приглашаем Вас принять участие в наших проектах:

 

 День Культуры под Знаменем Мира

Приглашаем Вас принять участие в межрегиональном Фестивале «День Культуры под Знаменем Мира». Заявку, подтверждающую Ваше участие, просим отправлять на сайт до 30 апреля 2018.

Подробнее

*****

Летние Рериховские чтения «О Человеке нового времени. Подвиг во имя жизни», посвященные Л.В. Шапошниковой

Приглашаем Вас принять участие в летних Рериховских чтениях «О Человеке нового времени. Подвиг во имя жизни», посвященных выдающемуся ученому, культурному деятелю, философу, создателю общественного музея им. Н.К. Рериха в Москве Л.В. Шапошниковой,, которые будут проходить в Культурно-выставочном центре на Байкале с 13 по 15 июля 2018 г.

Подробнее

*****

VII Байкальские Педагогические Чтения «Мы творим будущее»

Приглашаем Вас принять участие в VII Байкальских Педагогических Чтениях «Мы творим будущее», которые будут проходить в Культурно-выставочном центре на Байкале с 19 по 23 июля 2018 г.

Подробнее


Объявление

Дорогие друзья!

Нужна помощь волонтёров в работах по облагораживанию территории
Культурно - выставочного Центра на Байкале в посёлке Старая Ангасолка, 149 км. КБЖД.
Можно совместить приятное с полезным - побыть на природе и помочь общему делу!
Тел. для справок: 89148927765, 89641053810

Обращение детей за мир во всем мире!

Дорогие друзья!

Это обращение было написано на берегу священного озера Байкал под влиянием его красоты и той мудрости, которой наполнена его природа. Написано было горящими сердцами детей. Чистота и искренность их устремления помочь нашей планете в это нелёгкое для неё время заслуживает не просто внимания, но активной помощи со стороны тех, чьё сердце ещё способно чувствовать и сочувствовать, со стороны тех, кто способен без страха взглянуть правде в глаза, и, осознав всю бедственность сегодняшнего положения, найти силы в себе, что бы помочь миру!