#SaveRoerichMuseum

Как помочь Музею имени Н.К. Рериха

Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!

 

ПОМОЧЬ МУЗЕЮ

 


Приговором Замоскворецкого районного суда г. Москвы по делу Б.И.Булочника у Международного Центра Рерихов изъяты в пользу государства сотни бесценных картин и рисунков Рерихов

 Приговором Замоскворецкого районного суда г. Москвы по делу Б.И.Булочника у Международного Центра Рерихов изъяты в пользу государства сотни бесценных картин и рисунков Рерихов

Международный Центр Рерихов (МЦР) считает решение суда беспрецедентным, незаконным и необоснованным и будет его обжаловать.

Сегодня Замоскворецким районным судом г. Москвы (судья Н.В.Чепрасова) оглашен приговор по уголовному делу Б.И.Булочника. Суд заочно признал Б.И.Булочника виновным в мошенничестве в особо крупном размере и легализации денежных средств и приговорил бывшего председателя правления «Мастер-Банка» и мецената МЦР к 10 годам лишения свободы.

Сегодня суд осудил человека, который безвозмездно способствовал тому, чтобы в России была выполнена воля Рерихов, утвержденная постановлением Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г. о создании в Москве общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, который стал ярким примером возрождения в стране меценатства. Когда в середине 90-х национальные богатства страны безжалостно разграблялись, благодаря Б.И.Булочнику был возрожден уникальный памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных», переданный в пользование МЦР по решению Правительства, и в котором был открыт замечательный общественный Музей имени Н.К.Рериха. Б.И.Булочник совместно с другими дарителям вернул из-за рубежа в Россию и подарил около 400 картин Рерихов нашей общественной организации. Эти картины были выставлены как в постоянной экспозиции Музея, так и представлены на передвижных выставках МЦР в нашей стране и за рубежом, которых было проведено более 500. Подобного примера Россия не знает. И сегодня всему этому вынесен обвинительный приговор.

Подробнее...

Портретные экспертизы АНО «Эксперт-Защита» по книге О.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»

Портретные экспертизы АНО «Эксперт-Защита» по книге О.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»

В рамках публикации документов, представленных Международным Центром Рерихов в судебном процессе по иску журналиста Олега Шишкина, предлагаем вашему вниманию Заключения специалиста (эксперта-криминалиста) АНО «Исследовательский центр «Эксперт-Защита» № 043–11/22–1, № 043–11/22–2, № 043–11/22–3 от 21.12.2022. Данные заключения эксперта появились в этом деле не случайно.

Подробнее...

Рецензия на книгу О.А.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса» доктора культурологии, кандидата исторических наук, профессора А.И.Смолика

Рецензия на книгу О.А.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса» доктора культурологии, кандидата исторических наук, профессора А.И.Смолика

В рецензии А.И.Смолика дается исчерпывающее объяснение, почему труд О.А.Шишкина нельзя считать научным исследованием, написанным в жанре «архивной криминалистики», и его книга вовсе не раскрывает «сенсационные подробности» о жизни и деятельности Николая Рериха, как пытается это представить сам автор. Напротив, книга О.А.Шишкина является повторением застарелой клеветы на Николая Константиновича Рериха, много раз опровергнутой как самим Н.К.Рерихом, так и добросовестными исследователями его творчества. Рецензент раскрывает предвзятый характер повествования О.А.Шишкина и обращает внимание на используемые автором книги приемы манипулирования, направленные на создание у читателя негативного образа Н.К.Рериха.

Рецензия на книгу О.А.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»

В 2022 году в российском издательстве АСТ вышла книга О.А.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса». Она посвящена Н.К.Рериху, который во всем мире широко известен как великий русский художник, мыслитель, писатель, ученый-археолог, путешественник, общественный деятель.

Жизнь и творчество Н.К.Рериха представляют собой уникальное явление российской и мировой культуры, которое нуждается в непредвзятом, глубоком, всестороннем изучении и осмыслении. Его творчество – это богатейшая палитра глубоких философских образов и смыслов, рожденная художником в соприкосновении с самыми разными культурами Востока и Запада.

Н.К.Рерих был выдающимся миротворцем, сумевшим воплотить в жизнь свою главную гуманистическую идею – «Мир через Культуру». В сложных и противоречивых условиях ХХ века Н.К.Рерих, видя гибель культурных ценностей, организовал международное общественное движение в защиту мирового культурного наследия. Инициированный им первый в истории международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан в 1935 году двадцати одним государством американского континента. Впоследстии этот договор, названный Пактом Рериха, подготовил почву для создания ключевых инструментов ЮНЕСКО в сфере международного гуманитарного права, направленных на защиту культурного достояния человечества (в 1954 году по инициативе ЮНЕСКО была принята «Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», разработанная на основе Пакта Рериха).

Археологические открытия Н.К.Рериха также высоко оценены современным научным сообществом. В 1924–1928 годах Николай Константинович провел сложнейшую Центрально-Азиатскую экспедицию, раскрывшую европейцам целый пласт ранее неизвестных знаний об истории, традициях и духовной культуре Востока. По итогам путешествия на севере Индии был создан уникальный Гималайский институт научных исследований «Урусвати», который стремился соединить древние методы познания Востока с новейшими исследованиями Запада.

В 2024 году 150-летний юбилей Н.К.Рериха широко отмечает международная культурная общественность. В крупнейших музеях проходят масштабные выставочные проекты, конференции, издаются его труды. Соответственно растет интерес к личности мастера, и поэтому столь востребованы сегодня новые исследования его жизни и творчества. При этом необходимо помнить о бережности и уважении к личности Н.К.Рериха, свою жизнь посвятившего служению России. Особенно это актуально теперь, когда в мире нарастает русофобия и наиболее пострадавшей в этом отношении является история и культура России.

Однако уже в самом названии книги О.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса» явственно наблюдается резкое несоответствие между масштабом личности Н.К.Рериха, высокими целями и задачами его жизни, творчества и героем-авантюристом популярного американского боевика Индианой Джонсом, с которым автор упорно пытается его сравнить и качества которого старается ему приписать. Кроме того, сама формулировка «подлинная история» свидетельствует, что данная книга претендует на некую исключительность, чуть ли не последнее слово в рериховедении, которое поставит под сомнение другие, ранее существовавшие исследования в данной области. Шишкин подогревает интерес читателя, громкими заявлениями, приведенными ниже: «сенсационное исследование о Николае Рерихе», «рассекреченные результаты научных экспертиз», «имена разведчиков в окружении Рериха», «имя предателя из НКВД в экспедиции художника», «почему художника так интересовали поиски Святого Грааля, которые вел нацистский ученый Отто Ран». Все они напоминают заголовки газет, которые принято относить к желтой прессе, способные привлечь внимание любителей низкопробной бульварной литературы.

Усиливает негативное впечатление от книги дизайн обложки, выполненный в красно-коричневых тонах с изображением восточных иероглифов. На ней мы видим самого Олега Шишкина, позирующего на фоне пожелтевшей и побледневшей от времени фотографии Н.К.Рериха. Создается ощущение, что он, а не Н.К.Рерих здесь главное действующее лицо, мифы о Н.К.Рерихе, а не сам Н.К.Рерих являются центральными в этой книге. Надо отдать должное и Шишкину, и дизайнеру, обложка действительно полностью соответствует содержанию и репутации автора книги.

О.Шишкин известен не только как ведущий программы «Загадки человечества с Олегом Шишкиным» на РЕН ТВ и неудавшийся драматург, о чем свидетельствуют разгромные рецензии на спектакль [1], поставленный по его пьесе, но и как автор различных публикаций, посвященных Н.К.Рериху. В них Мастер показан как советский эмиссар, стремившийся развязать религиозную войну в Тибете. Данные выводы в 1996 году были признаны Тверским судом г. Москвы необоснованными, а статьи клеветническими [2].

Тем не менее уже через несколько лет в 2000 году О.А.Шишкин выпускает книгу «Битва за Гималаи. Магия и шпионаж», основанную все на тех же не соответствующих действительности материалах. Книга получила немало критических отзывов специалистов, занимающихся изучением жизни и творчества Рерихов. Исследователи выявили в ней множество фальсификаций и подлогов [3], а лингвистическая экспертиза сделала однозначные выводы о тенденциозном и предвзятом характере повествования [4]. Под напором неопровержимых фактов и доказательств в конечном итоге сам автор вынужден был признать, что в некоторых принципиальных моментах она не соответствует действительности [5]. И вот спустя почти 20 лет в своей новой книге «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса», О.Шишкин не только не отказывается от своего желания представить Н.К.Рериха как шпиона нескольких разведок, но и подвергает сомнению его высокий моральный облик, приписывая ему качества политического авантюриста, участника резонансных скадалов и т.д.

Шишкин излагает свою позицию на протяжении более 30 глав, стремясь охватить практически всю жизнь Н.К.Рериха, однако в них много всевозможных отступлений и интерпретаций, которые прямого отношения к личности Н.К.Рериха не имеют. Неоправданно большой объем текста посвящен таким советским партийным деятелям, как Леонид Красин, Александр Барченко, Глеб Бокий, Яков Блюмкин. Большинство из них играли в биографии художника слишком незначительную роль, чтобы отводить им десятки страниц. Например, А.Барченко, как признает сам автор, никогда не встречался с Н.К.Рерихом [6], и тот не был знаком с его деятельностью, но почему-то именно он является чуть ли не главным героем книги. С Глебом Бокием и Яковом Блюмкиным художник был связан чисто формально в силу обстоятельств, но ни на его творчество, ни на его мировоззрение эти личности никакого влияния не оказали. Рассмотрение в связи с Н.К.Рерихом таких явлений и событий, как «Кладовка Ленина» [7], убийство Распутина [8] или поиски Святого Грааля учеными нацистской Германии [9], не только не имеет под собой оснований, но и выглядит неуместным и оскорбительным. Спаршивается, зачем нужно было об этом писать? Очевидно, что таким образом автор хоть и косвенно, но пытается подкрепить свою версию об авантюризме Н.К.Рериха и его различных связях с темными организациями и личностями. И хотя это выглядит чужеродным и надуманным, если обращаться к личности и творчеству Н.К.Рериха, но вполне согласуется с низменными приемами манипулирования сознанием читателей, описанными в научной литературе.

В книге множество посторонних историй, сюжетных линий, расуждений, беспочвенных версий и гипотез, которые сами себе противоречат, начинаются вдруг и бесследно растворяются, оставляя у читателя недоумение. Например, Шишкин пытается представить Н.К.Рериха карьеристом [10], но сам же признает, что тот не раз отказывался от выгодных высоких должностей, или пишет о «бытийной растерянности» художника [11], а чуть ниже о том, что «он не терял самообладания». Сюжетная линия, касающаяся известного ученого Н.И.Вавилова, которого Шишкин совершенно необоснованно пытается представить агентом Коминтерна, исчезает из книги так же неожиданно, как и появляется, то же самое можно сказть о жене скульптора Коненкова или советника императора Японии Есукэ Мацуоке и других личностях. В рамках одной главы автор книги может вести речь о совершенно не связанных между собой предметах, например, о «кладовке Ленина», коллекции картин Н.К. Рериха и встрече художника с Рабиндранатом Тагором, причем, как это сочетается между собой, Шишкин не поясняет. [12], т.е. автор поднимает тему, потом ее неожиданно бросает и перескакивает на совершенно другую, которая также остается нераскрытой. В общем книга не отличается ясностью и стройностью изложения. В то же время Шишкин упускает из виду сущностные вопросы, которые являются главными в жизни Н.К.Рериха. Поэтому из данного труда невозможно узнать о научной и творческой деятельности Н.К.Рериха, о его вкладе в российскую и мировую культуру. Автор не пытается самостоятельно понять и проанализировать художественное творчество Н.К.Рериха. Книга объемом почти в 500 страниц содержит лишь несколько фрагментов, где говорится о картинах Н.К.Рериха. В целом Шишкин уверен: «в творчестве Рериха возникает дидактичность, тема зла и смерти, прямые мрачные ассоциации. Это были постоянные настроения царивших тогда декаданса и символизма. Но в итоге оказалось, что они органично легли и на все творчество Рериха» [13]. Это, на наш взгляд, безосновательное утверждение автора, которое в корне противоречит большинству исследований, посвященных художнику. [14]. Для Шишкина произведения Н.К.Рериха, получившие высокую оценку в художественной академической среде, а также среди искусствоведов, художественных критиков, ученых, государственных деятелей, таких как С. Р.Эрнст, С.К.Маковский, А.А.Ростиславов, Л.Н.Андреев, А. Н.Бенуа, Дж.Неру, находящиеся в музеях и частных коллекциях России, Европпы, Индии, США и др. всего лишь «картинки» [15]. Собственно этим и исчерпывается характеристика художественного творчества Н.К.Рериха, что выглядит по меньшей мере странно для исследования, непосредственно посвященого всемирно известному художнику.

Научная деятельность Н.К.Рериха автором книги не рассматривается вообще. Гималайский институт научных исследований «Урусвати» назван «специфическим рериховским учреждением» [16], которое должно «исследовать горные злаки, различные лекарственные культуры Гималаев и искать панацею от рака» [17]. Нет описания института, не раскрыты направления его деятельности, за малым исключением не названы ученые, являющиеся его сотрудниками. Между тем советниками Института были такие известные ученые, как Альберт Эйнштейн, Роберт Милликен, С.И.Метальников, знаменитый путешественник и географ Свен Гедин и многие другие. Рерихи считали «Урусвати» одним из главных дел своей жизни.

Первый Международный договор в защиту культурного наследия, известный как Пакт Рериха, представлен Шишкиным как пиар-акция и некое средство для получения Нобелевской премии [18]. Из текста книги Шишкина невозможно узнать о широком международном движении общественности в поддержку Пакта, об известных деятелях науки и культуры. поддержавших его, о конференциях, предшествующих его подписанию представителями двадцати одного государства Панамериканского Союза, включая США, в Белом Доме в присутствии Президента США Ф.Рузвельта, и, наконец, о его общемировом значении.

Помимо явных замалчиваний в тексте есть грубые ошибки и неточности. Например, утверждение Шишкина, что Рерих с буддизмом познакомился во время строительства буддийского храма в Петербурге в 1911 году [19] противоречит биографическим данным, которые ясно указывают, что буддийские мотивы появляются в творчестве художника еще начиная с 1905 года [20]. Не соответствует действительности и утверждение Шишкина, что мысль о путешествии в Индию появилась у Н.К.Рериха только в Карелии [21]. Художник обсуждал экспедицию в Индию с востоковедом В.В.Голубевым еще в 1913 году [22], между тем как в Карелии Николай Константинович с семьей поселился только в 1916 году. Кроме того, шкатулку с реликвиями, заложенную в основание Мастер-Института в Нью-Йорке, автор пытается выдать за ларец с гималайской землей, переданной Н.К.Рерихом советскому правительству на могилу В.И.Ленина [23]. И наконец, совсем вопиюще незнание автором, где покоится прах Н.К.Рериха [24]. Такие и подобные им промахи указывают на то, что Шишкина мало интересует точность биографических деталей, так же как и обширная научная и культурная деятельность Н.К.Рериха. Явно замалчивая значение Н.К.Рериха для мировой культуры, автор в то же время активно навязывает сознанию читателя негативный отталкивающий образ Н.К.Рериха.

О том, что Шишкин добивается именно такой цели, говорит и слишком избирательный подход к источникам. Автор явно игнорирует труды признанных рериховедов, таких как П.Ф.Беликов, В.П.Князева, Е.П.Маточкин, Л.В.Шапошникова. Он выхватывает фрагменты из контекста более ранних исследований таких авторов, как А.А.Ростиславов, Нина Селиванова, Н.Н.Жаринцова и др., снабжая их либо идущими в разрез коментариями, либо не следующими из них выводами. Противоречит или неверно интерпретирует свидетельства людей, близко знавших Н.К.Рериха, считавшихся его друзьями, сотрудниками [25], состоящими с ним в родстве [26], зачастую не беря в расчеты мнение самого Н.К.Рериха [27].

В огромной массе литературы, посвященной жизни и творчеству Н.К.Рериха, Шишкин выбирает свидетельства тех, кто был заинтересован в том, чтобы опорочить художника (финансист Луис Хорш и его адвокат Гарольд Стерн из адвокатской конторы Мориса Эрнста, резидент Британской разведки полковник Бэйли, ботаники Министерства сельского хозяйства США Говард Макмиллан и Джеймс Стефенс [28] и др.). Так, обвиняя Н.К.Рериха в смерти дочери одного из его сотрудников, финансиста Луиса Хорша, автор опирается на клевету самого Хорша [29]. Тот сознательно распространял ее, в том числе и через своего адвоката Гарольда Стерна [30], находясь с Н.К.Рерихом в судебной тяжбе. Этот финансист в то время захватил созданный художником и подаренный им народу США Музей Николая Рериха в Нью-Йорке вместе с картинами и, естественно, был заинтересован в его дискредитации. Суждение о том, что Н.К.Рерих хотел вернуться в СССР с помощью Центрально-Азиатской экспедиции, почерпнута автором книги из того же источника [31]. Столь же неубедительной является опора на слухи, распускаемые о пребывании Н.К.Рериха в г. Харбине во время Манчжурской экспедиции его подчиненными, враждебно относившимися к нему изначально, и профашистскими газетами Харбина [32]. Именно тогда впервые появились клеветнические публикации, где Н.К.Рерих назывался советским шпионом, оккультистом, мистиком, представителем масонских, розенкрейцеровских лож, безбожником. Собственно, эта многократно опровергаемая клевета и является основой всех якобы сенсационных расследований, которые обещает Шишкин читателю.

Но в книге встречаются и самые настоящие фантастические источники, которые в документальном расследовании неуместны, – это слухи, сплетни и семейные предания [33], причем автор также вполне доверяет им. Так, например, Шишкин пишет: «Эти сведения Энтин (бывший директор Нью-Йорского Музея Николая Рериха) получил от американца, который не захотел назвать свое имя, но дважды приходил в музей в начале XXI века. Он утверждал, что принадлежит к тайному ордену во Франции, который поколениями хранил чудесный камень, а в 1923 году отдал его в Париже Рериху», – пишет автор [34]. Его не смущает, что неизвестно ни имя, ни психическое здоровье посетителя, наконец, полностью отсутствует возможность проверить данную информацию или вообще понять, была ли эта история на самом деле. И такие странные доказательства своих версий Шишкин приводит в книге не единожды.

Сродни слухам и другие странные источники, на которые ссылается автор. Например, в качестве таковых он упоминает собственную магнитофонную запись, видеозапись из своей коллекции, устную информацию. Подобные материалы могут использоваться автором книги в качестве доказательств при условии соблюдения правил их оформления, т.е. при наличии выходных данных. Но у Шишкина ссылки не содержат подобной информации, получается, что он предлагает читателю поверить ему на слово. Но этот путь никак не вписывается в исследование о Рерихе, которое предлагает автор книги.

Среди использованных вторичных источников обращает на себя внимание цитирование Шишкиным таких авторов, как В.А.Росов и Ирсун Энгельгард, «опиравшейся на указания российского востоковеда Александра Андреева» [35]. Вообще О.А.Шишкина, В.А.Росова, А.А.Андреева, а еще А.Н.Сенкевича роднит желание исказить облик Н.К.Рериха и представить его в негативном свете, что подтверждается публикациями этих авторов. К примеру, Шишкин в своих публикациях не только ссылается на их труды, но и не скрывает, что со многими из них его связывает дружба. Вообще эти авторы и подобные им активно ссылаются друг на друга, создавая видимость массовости таких «исследований» и мнений о Н.К.Рерихе, что наводит на мысль о продуманной негативной пиар-компании против художника.

Недопустимым источником, на наш взгляд, является использование материалов допросов арестованных ОГПУ А.В.Барченко, Г.И.Бокия, К.Н.Рябинина, П.К.Портнягина в качестве достоверных докуметов, подкрепляющих версию автора. Хорошо известно, что подобные признания выбивались особо изощренными методами. Пыткам и невыносимому психологическому давлению подвергался не только сам обвиняемый, но и его родственники. Естественно, что в такой ситуации человек готов был дать любое, даже самое абсурдное признание. Именно на основании стенограмм подобных допросов Шишкин утверждает: «Рерих являлся одним из главных фигурантов большого и резонансного дела “Единого трудового братства”, подававшегося следствием как крупный заговор в верхах, который предполагал <…> взрыв в Кремле» [36]. Стенограммы подобных допросов могут быть самостоятельным предметом исследования историков, специализирующихся на сталинских репрессиях, но не средством получения достоверной информации от несчастных жертв произвола.

Еще одним источником, использование которого не этично, являются личные дневники Е.И.Рерих, которые сама автор просила не публиковать вплоть до 50-х годов XXI века. Эти тексты имеют специфический, сокровенный стиль изложения и были полностью понятны только самой Елене Ивановне. В них часто можно видеть предложения, которые имеют самостоятельное значение, выпадающее из общего контекста. А порой содержатся отдельные фразы, которые выглядят обрывочными. Часто смысл записей передается иносказательно, с помощью символов, метафор, притч. Все указывает на то, что только сама Елена Ивановна в полной мере могла их понимать, они не готовились к печати, и автор надеялась, что их сокровенный характер будет соблюден. Однако не считаясь с этой спецификой, О.Шишкин трактует их так, как считает выгодным для себя, совершенно не задумываясь об их действительном смысле и, естественно, не принимая в расчет волю самого автора.

В книге использованы ссылки на 29 российских и зарубежных архивов, зачастую слабо связанные с основным текстом книги. Многие из них автор пытается использовать в качестве подкрепления своего утверждения о причастности Н.К.Рериха к шпионажу. Однако ни один из данных архивов не содержит прямых доказательств работы художника на ту или иную разведку, как, например, его согласия, донесений, шифровок и других подобных документальных подтверждений. В то же время автор не приводит и никак не комментирует архивные данные, которые в корне противоречат его версии. Например, в книге «Мастер» Л.В.Шапошниковой – известного ученого-рериховеда – дается ссылка на архивы английской разведки, в которых говорится: «Было установлено, что “никогда не было известно, что он (Рерих) является коммунистическим агентом”, конечно, это никогда не было установлено...» (Из отчета П.К.Бэмфорда от 5 декабря 1929 года) [37]. О том же свидетельствуют и данные архивов Советских спецслужб, о которых пишет Шальнев А. в статье «Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов разведки» [38], хотя в своей книге Шишкин и упоминает данную статью. Игнорирует автор и утверждение руководителя пресс-центра Службы внешней разведки России Ю.Г.Кобаладзе, который еще в 1993 году неоднократно на телевидении и в печати заявлял: «… статьи Олега Шишкина бездоказательны. Служба внешней разведки передала архив Рериха Международному Центру Рерихов совершенно открыто, на пресс-конференции. Ничего компрометирующего там нет. Если бы Рерих был нашим разведчиком, мы сказали бы об этом с гордостью» [39]. Опять же в книге Шишкин упоминает Ю.Г.Кобаладзе [40], т.е. с позицией Службы внешней разведки России по данному вопросу, которую и озвучивал руководитель пресс-центра ведомства, автор также знаком.

Отдельно хочется сказать о языке и стилистике книги. Она написана бойким журналистским языком, в котором встречается немало слов, выражений и речевых оборотов, не имеющих ничего общего с литературным языком, характерным для настоящей научной работы. Более того, нарушен один из основополагающих принципов исследования – непредубежденность, уважение и доброжелательность к объекту изучения. Шишкин использует большое колличество обидных словосочетаний, именований, умаляющих Н.К.Рериха. Не стесняясь в выражениях, он характеризует его как мистификатора, фальсификатора, обвиняет в непомерном нарциссизме, называет интриганом и мошенником. Подобные выражения, помимо того, что они, в принципе, недопустимы в научных трудах, но еще и открыто демонстрируют враждебность автора к Н.К.Рериху. Часто Шишкин просто высмеивает Н.К.Рериха и его деятельность, а порой откровенно глумится. Например, он пишет: «…для “русского Индианы”, вылепившего свой образ из мифов, легенд и сказок нью-эйджа, поп-культуры, чья жизнь каждодневно была наполнена чревовещаниями жены и рассказами про свою высокую миссию…» [41]. В этой уничижительной и насмешливой характеристике проявлена настоящая позиция автора, которую он выражает таким недостойным способом.

Несмотря на очевидные противоречия c характером научного исследования, автор утверждает в аннотации, что его книга «…сенсационное расследование о Николае Рерихе… написанная в жанре архивной криминалистики и содержит ошеломляющие подробности, редкие архивные документы и рассекреченные результаты научных экспертиз» [42].

Шишкин действительно ссылается на многочисленные криминалистические экспертизы, но, кроме них, автор не может привести ни одного выдерживающего критики аргумента, они составляют, можно сказать, доказательную основу книги. Шишкин пытается сравнить между собой фотографии различных людей, никак не связанных с жизнью и деятельностью Н.К.Рериха (например, пожилого калмыцкого зайсанга, первого фотографа Лхасы О.М.Норзунова и чекиста, исследователя Памира А.В.Станишевского), с изображениями участников Центрально-Азиатской экспедиции, посетивших вместе с Рерихами Москву. Анонимный эксперт в книге Шшкина делает вывод об их идентичности. Однако обращает на себя внимание, во-первых, плохое качество изображений, во-вторых, очевидная разница между сравниваемыми портретами, в-третьих, анонимный характер экспертизы, то есть отсутствие необходимого подтверждения личности и квалификации эксперта и экспертной организации, и, наконец, та легкость, с которой неизвестный эксперт одобряет все предположения автора. Более того, уже известны данные других портретных экспертиз, в корне противоречащие исследованиям, на которые ссылается Шишкин в своей книге. Новые заключения даны реальной экспертной организацией АНО «Эксперт-Защита», а специалист имеет официальное подтверждение своей квалификации судебного эксперта-криминалиста. Выводы данных экспертиз однозначны – О.М.Норзунов и А.В.Станишевский никак не связаны с рассматриваемыми Шишкиным участниками Центрально-Азиатской экспедиции, что ставит главный аргумент Шишкина под большое сомнение [43].

Очевидно предвзятость автора вынуждает его игнорировать другой основополагающий принцип исторического исследования – историзм, который требует рассматривать объект исследования в контексте его мировоззрения и исторических обстоятельств. Шишкин, наоборот, старается вычленить поступки Н.К.Рериха и объяснить их со своей точки зрения, идущей вразрез с существующими на тот момент условиями и мировоззрением самого художника. В то же время нельзя отказать автору в понимании самой исторической ситуации, в которой приходится действовать его герою. Шишкин вполне правдоподобно описывает и шпионские игры различных спецслужб, и царящие в русской эмигрантской среде 20-х годов прошлого века настроения, и мировую политическую обстановку с русофобскими и антисоветскими тенденциями. Однако он акцентирует внимание лишь на их внешней эффектной стороне, совершенно игнорируя сложности, которые вынуждают Н.К.Рериха быть предельно осторожным и проводить научно-культурную деятельность во враждебных ему условиях.

Все вышеизложенное подтверждает, что данная книга не может считаться серьезным научным исследованием жизни и творчества Н.К.Рериха, а представляет собой симулякр (копия того, чего на самом деле не существует) и в лучшем случае относится к плохой бульварной литературе или фолк-хистори. Последняя, по мнению серьезные специалистов, является подделкой реальных исторических событий, зачастую вредной. Такого рода материалы, представленные Шишкиным и формируют в массовом сознании ложные представления о Рерихе.

Книга не является примером ясного и четкого изложения автором сюжетной линии и своих аргументов, в ней содержится немало материалов и сведений, не относящихся непосредственно к предмету исследования.

Изложение автора не содержит новизны, поскольку лишь повторяет старую, неоднократно опровергаемую клевету на Рериха. Шишкин только пытается найти ей реальные подтверждения, но за неимением необходимых для этого фактов вынужден заменить их своей собственной интерпретацией таких явлений, которые зачастую не имеют к Рериху никакого отношения. В то же время из книги невозможно понять огромный масштаб деятельности Н.К.Рериха, оценить его выдающийся вклад в науку и культуру. Таким образом, реальная личность художника не интересует Шишкина и остается вне поля его изучения.

Книга носит явно предвзятый характер, поскольку открыто демонстрирует изначально негативное отношение автора к своему герою. Желание непременно навязать читателю свою позицию приводит Шишкина к широкому использованию приемов манипуляции сознанием читателя: вырывание цитат из контекста, подтасовка, искажение смысла, ложь и фальсификации. Все это имеет целью создать общий негативный фон повествования о Рерихе, в который в итоге стремится погрузить автор сознание читателя. О том же свидетельствует и слишком односторонний подход к источникам, среди которых он выбирает только негативные свидетельства о жизни и деятельности Рериха и ее интерпретации, при этом часто нарушая этические и моральные нормы. Все это несовместимо с объективностью и непредвзятостью, к которым должен стремиться настоящий исследователь.

Язык, который использует автор для донесения своих мыслей до читателя, ничего общего не имеет с литературным русским языком, которым должна быть написана подобная книга-исследование, и является, скорее, характерным для «желтой» прессы.

Книга совершенно однозначно не может называться расследованием, поскольку сам термин употребляется для «обозначения видов регламентируемой уголовно-процессуальным законодательством деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении» [44]. Н.К.Рерих не является преступником и подследственным лицом, поэтому применение к нему подобной терминологии недопустимо. Шишкин действительно обращается к некоторым действиям, принятым в уголовно-процессуальном кодексе, таким как экспертиза. Однако данные, так называемых, криминалистических экспертиз, заявленные автором, опровергаются исследованиями квалифицированных специалистов, что ставит под серьезное сомнение результаты, приведенные Шишкиным в своей книге, и говорит, скорее, об их имитации.

К сожалению, не приходится сомневаться, что данная книга найдет своего читателя. Только вот вместо правды он получит изрядную порцию обмана, и реальная личность Н.К.Рериха в его представлении будет искажена и затемнена. Это, безусловно, не может способствовать позитивному отношению в обществе к выдающимся деятелям культуры, каким, без сомнения, являлся Н.К.Рерих. В то же время данная книга может стать предметом анализа для специалистов, занимающихся изучением приемов и методов манипулирования сознанием читателей, но к исследованиям личности Н.К.Рериха и его творчества это уже не имеет отношения. Прискорбно, что автор не только широко презентует свой «труд», но уже снимает и документальный фильм по нему. Завершение съемок планируется в 2024 году – юбилейном для Н.К.Рериха и других членов его семьи. Подобное событие в рамках празднования предстоящего юбилея выглядит откровенным кощунством и глумлением над великим художником, ученым-исследователем и мыслителем, и возникают вопросы, почему этот проект был одобрен Президентским фондом культурных инициатив для предоставления гранта. [45]. Верим, что Россия, наконец, станет бережно, с заслуженным уважением относиться к своему национальному культурному достоянию.

Литература

1. Правдолюб. О карликах и Титанах // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7510
2. Суд в защиту чести Рериха // Коммерсантъ. 30.11.1995. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/122788 (дата обращения: 08.10.2023).
3. Стеценко А.В. Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М.: МЦР, 2001. С. 531–560.
4. Лингвистическое исследование Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН книги Олега Шишкина «Битва за Гималаи. НКВД: Магия и шпионаж» и статьи Виктора Былинина «Послушники Шамбалы» от 26.02.2004 // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: chrome- https://icr.su/rus/news/2022/Lingvisticheskoe_issledovanie_knigi_Shishkina.pdf (дата обращения: 02.10.2023).
5. Шишкин О.А. Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса. М.: «Издательство АСТ», 2022. (PDF) С. 10, 203.
6. Там же, С. 95.
7. Там же, С. 64.
8. Там же, С. 43.
9. Там же, С. 385.
10. Там же, С. 23, 49, 67.
11. Там же, С. 51, 53.
12. Там же, С. 64-68.
13. Там же, С. 15.
14. Введение диссертации на тему «Образ Н.К. Рериха в отечественном изобразительном искусстве XX века» Кулаковой Е.С. на соискание научной степени кандидат искусствоведения. Официальный сайт: disserCat — электронная библиотека диссертаций. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/obraz-nk-rerikha-v-otechestvennom-izobrazitelnom-iskusstve-xx-veka
15. Шишкин О.А. Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса. М.: «Издательство АСТ», 2022. (PDF) С.15.
16. Там же, С. 281.
17. Там же, С. 363.
18. Там же, С. 295., С. 354.
19. Там же, С. 34, 279.
20. Беликов П.Ф. «Рерих и Индия» // Николай Рерих. Жизнь и творчество (сайт). Режим доступа: https://rerih.org/library/5043
21. Шишкин О.А. Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса. М.: «Издательство АСТ», 2022. (PDF) С. 52.
22. Рерих Н.К. Индийский путь (1913) // Рерих. Собр. соч. Кн. первая. М.: Изд. И.Д.Сытина, 1914. С. 258.
23. Шишкин О.А. Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса. М.: «Издательство АСТ», 2022. (PDF)С. 422.
24. Там же, С. 12.
25. Там же, С. 122, 393.
26. Там же, С. 361.
27. Там же, С. 199, 247, 358.
28. Там же, С. 356.
29.Там же, С. 87.
30. ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 193. Л. 94-94 об.
31. Шишкин О.А. Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса. М.: «Издательство АСТ», 2022 (PDF) С. 90.
32. Лавренова О.А. «В строительстве и в неисчерпаемости преодолеем». Маньчжурская экспедиция Н.К.Рериха (1934–1935) // Сайт «Рериховская библиотека». Режим доступа: https://roerich-lib.ru/index.php/n-k-rerikh/sample-levels/3930-lavrenova-manchzhurskaya-ekspeditsiya...
33. Шишкин О.А. Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса. М.: «Издательство АСТ», 2022. (PDF) С. 43.
34. Там же, С. 113.
35. Там же, С. 413.
36. Там же, С. 376.
37. Шапошникова Л.В. Великое путешествие Мастер Кн. I // М.: МЦР, 1998. С. 461.
38. Шальнев А. Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов разведки // Известия. 22 октября 1993.
39. «Добрый вечер Москва» на телеканале МТК, 27.09.1993.
40. Шишкин О.А. Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса. М.: «Издательство АСТ», 2022. (PDF) С. 193.
41. Там же, С. 95.
42. Там же, С. 3.
43. Хоменок Л.В. Фабрика лжи Олега Шишкина // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7745
44. Расследование. Юридическая энциклопедия // Сайт «Академик». Режим доступа: https://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru/9505/%D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%A1%D0%9B%D0%
95%D0%94%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95
45. Победитель конкурса Рерих. Тропой Индианы. Подлинная история русского Индианы Джонса. // Президентский фонд культурных инициатив (офиц. сайт). Режим доступа: https://фондкультурныхинициатив.рф/public/application/item?id=b0af32fb-ce9e-4d25-9432-5406ac616580 (дата обращения: 02.10.2023)

Рецензент:

Заведующий кафедры культурологии Учреждения образования «Белорусский Государственный университет культуры и искусств», доктор культурологии, кандидат исторических наук, профессор

А.И. Смолик

Источник: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8265

Сообщение Международного Центра Рерихов: Измайловский районный суд города Москвы отказал в иске журналиста Олега Шишкина к Международному Центру Рерихов

Сообщение Международного Центра Рерихов: Измайловский районный суд города Москвы отказал в иске журналиста Олега Шишкина к Международному Центру Рерихов

28 августа 2024 года Измайловский районный суд города Москвы, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–953/24 по иску Шишкина О.А. к Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» о защите чести, достоинства и деловой репутации, обязании опровергнуть распространенные сведения, отозвать открытое письмо (Открытое письмо Правления Международного Центра Рерихов министру культуры Российской Федерации О.Б.Любимовой от 13.09.2022), взыскании компенсации морального вреда, решил в удовлетворении исковых требований Шишкина О.А. отказать в полном объеме.

Подробнее...

О спектакле театра «Эрмитаж» «Веселая женщина»

О спектакле театра «Эрмитаж» «Веселая женщина»

В сентябре 2024 года в театре «Эрмитаж» (Москва) состоялась премьера спектакля «Веселая женщина», сюжет которого основан на тифлисском периоде жизни Е.П.Блаватской (1831-1891). Автор пьесы – Михаил Левитин-младший, постановщик – Михаил Левитин-старший. Это первый в России спектакль о Е.П.Блаватской, выдающейся русской женщине, которая известна в мире как незаурядный философ, ученый-подвижник, бесстрашный путешественник и самоотверженный общественный деятель.

Подробнее...

Информационное письмо Международной научно-общественной конференции «Для народа русского мы трудились»

Информационное письмо Международной научно-общественной конференции «Для народа русского мы трудились»

Международная научно-общественная конференция

«Для народа русского мы трудились».

К 150-летию со дня рождения Н.К.Рериха, 145-летию со дня рождения Е.И.Рерих,
120-летию со дня рождения С.Н.Рериха

Москва, 9–10 октября 2024 года

Организаторы конференции:

Международный Центр Рерихов,
Московское отделение Международного Центра Рерихов,
Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов.

Соорганизаторы:

Проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества
Международный комитет по сохранению наследия Рерихов
Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

В 2024 году культурная общественность отмечает знаменательные даты семьи Рерихов: 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 145 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих, 120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха. Вся их жизнь и творческая деятельность были неразрывно связаны с Россией, их родиной, которой они посвятили все свои достижения. Эти достижения столь многообразны и многоплановы, что для их изучения и понимания во всей глубине и значимости для мира, широкого введения в пространство научного познания понадобятся сотни лет и работа специальных научных институтов широкого профиля с коллективом профессиональных ученых естественно-научного и гуманитарного направлений, искусствоведов, философов, деятелей культуры. Совместная культурно-просветительская и научная деятельность Рерихов охватывает широчайшие области знания. Уникальность этой деятельности придают философские идеи Живой Этики, которые пронизывают все творчество Рерихов.

Подробнее...

Резолюция Международной научно-общественной конференции «Значение наследия Н.К.Рериха для России»

Резолюция Международной научно-общественной конференции «Значение наследия Н.К.Рериха для России»

9–10 октября 2023 года в Московском доме общественных организаций состоялась Международная научно-общественная конференция «Значение наследия Н.К.Рериха для России».

Организатор конференции – Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы – Российская академия естественных наук, Кыргызско-Российский Славянский университет, Проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Советский Фонд Мира, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Подробнее...

Итоги работы Международной научно-общественной конференция «Значение наследия Н.К.Рериха для России» (Москва, 9–10 октября 2023 года)

Итоги работы Международной научно-общественной конференция «Значение наследия Н.К.Рериха для России» (Москва, 9–10 октября 2023 года)

9–10 октября 2023 года в Московском доме общественных организаций состоялась Международная научно-общественная конференция «Значение наследия Н.К.Рериха для России».

Организатор конференции – Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы – Российская академия естественных наук, Кыргызско-Российский Славянский университет, Проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Советский Фонд Мира, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Информационная поддержка – журнал «Культура и время», газета «Содружество», газета «Свет Утренней звезды», Межрегиональный информационно-аналитический Центр (МИА-Центр), Информационный портал «Адамант».

Подробнее...

Заявление Комитета защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР по поводу издания книги «Машинописные тетради Урусвати. Записи бесед Е.И. Рерих с Учителем»

Заявление Комитета защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР по поводу издания книги «Машинописные тетради Урусвати. Записи бесед Е.И. Рерих с Учителем»

В этом году в интернет-магазинах появилась книга «Машинописные тетради Урусвати. Записи бесед Е.И. Рерих с Учителем» (1 том), где содержатся дневниковые записи Е.И.Рерих. Издание подготовлено группой «Тетради Урусвати», которую организовал А.Люфт.

Тетради Елены Ивановны, переданные С.Н.Рерихом в составе наследия его родителей Международному Центру Рерихов (МЦР), хранились в архиве более четверти века. Сотрудники МЦР, имеющие значительный стаж работы в государственных архивах, готовили к публикации материалы из фондов по установленному плану в соответствии с указаниями С.Н.Рериха и требованиями науки. Многочисленные издания МЦР предоставили исследователям наследия Рерихов уникальную возможность для его изучения.

Подробнее...

Открытое письмо Правления Международного Центра Рерихов Председателю Правления «Сбербанка России» Г.О.Грефу

Открытое письмо Правления Международного Центра Рерихов Председателю Правления «Сбербанка России» Г.О.Грефу

Уважаемый Герман Оскарович!

В своём интервью «Глава Сбербанка выступил в качестве экскурсовода Русского географического общества», опубликованном новостным порталом «Рамблер. Путешествия» 23.06.2023 г. [1], Вы сообщили, что «Музей Рериха находится в настоящее время в ужасающем состоянии. В планах компании – возродить его. Для начала – в одном из зданий курорта «Манжерок», затем – в отдельном, специально построенном для этого здании. В музее будут представлены посвященные Алтаю творения художника, как подлинные, так и репродукции».

Инициатива создания музея, посвященного нашему великому соотечественнику, сама по себе вызывает уважение, так как государство до сих пор не выполнило свои обещания, данные еще в 60-х годах прошлого века Юрию Николаевичу, старшему сыну Н.К.Рериха, о создании отдельного музея, посвященного жизни и творчеству Мастера. Тогда около 600 картин отца, привезенных на Родину Ю.Н.Рерихом, были распределены по различным музеям нашей страны. Позже было грубо нарушено и обещание, данное Святославу Николаевичу, младшему сыну Рерихов – общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, созданный в Москве после обращения С.Н.Рериха к руководству государства в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 04.11.1989 № 950 и успешно действовавший в течение четверти века, был варварски разрушен шесть лет назад. Но не следует забывать, что создание общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха в московской усадьбе Лопухиных было главным условием безвозмездной передачи Святославом Николаевичем Рерихом на Родину богатейшего наследия своей семьи.

Подробнее...

В газете «Версия» опубликовано Открытое письмо общественности о праздновании на государственном уровне 150-летия со дня рождения Н.К.Рериха в 2024 г.

Творил для русского народа

К Владимиру Путину обратились с просьбой о праздновании на государственном уровне 150-летия со дня рождения Н.К.Рериха

В газете «Версия» опубликовано Открытое письмо общественности о праздновании на государственном уровне 150-летия со дня рождения Н.К.Рериха в 2024 г.

Общественники опубликовали открытое письмо президенту России Владимиру Путину с предложением издать Указ о праздновании на государственном уровне 150-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха.

Художник, писатель, учёный и путешественник, Николай Константинович Рерих по праву считается великим деятелем культуры мирового масштаба. Его картины находятся в музеях, галереях и частных коллекциях многих стран. Литературный вклад Рериха пока мало изучен, однако его труды были переведены на множество языков. А Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха, проходившая в 1923–1928 годах, стала большим достижением русских исследователей этого региона.

Подробнее...

Виктор Байда. «Дело об Усадьбе», или История большого обмана

Памятник истории и культуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных» (фото 2006 года)

Памятник истории и культуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных» (фото 2006 года)

 

«Я сам выбрал для будущего Центра-музея Николая Константиновича бывший особняк княгини Лопухиной возле Пушкинского музея на Волхонке. Это прекрасный уголок старой Москвы, где атмосфера проникнута духовностью и красотой».

С.Н.Рерих. Наше общее дело будет расти [1]

 

«Международный Центр Рерихов наряду с активной целенаправленной работой по пропаганде рериховского наследия и развитию его творческих идей осуществляет последовательную деятельность по научной реставрации и воссозданию “Усадьбы Лопухиных”. Не могу не отметить, что это один из тех (к сожалению, крайне редких) случаев, когда памятник истории и культуры занимает по-настоящему достойный пользователь».

Из письма Первого заместителя Мэра Москвы
Л.И.Швецовой от 11.05.2006 г.
[2]

Подробнее...

Л.В.Хоменок. Фабрика лжи Олега Шишкина

Н.К.Рерих. Мощь пещер. 1925 г. 
 Н.К.Рерих. Мощь пещер. 1925 г.

Как только вышла новая книга О.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса», сразу стало понятно, что это очередной пасквиль на Н.К.Рериха. Олег Шишкин известен не только как ведущий канала РЕН-ТВ, автор странных книг с садистским душком, неудавшийся драматург, но и давний клеветник на Н.К.Рериха [1]. За свои пасквили против нашего великого соотечественника он был привлечен к суду еще в далекие 90-е годы, но это не остановило его. На протяжении многих лет он с маниакальным упорством выискивает любые белые пятна в биографии Н.К.Рериха, скрупулезно анализирует мельчайшие эпизоды его жизни, чуть ли не под микроскопом разглядывает людей, с которыми художника свела жизнь. Но все это он делает не для того, чтобы, как настоящий исследователь, восстановить картину жизни и деятельности великого человека, а с целью опорочить и умалить его доброе имя. Любой факт биографии Николая Константиновича он трактует в негативном ключе, не смущаясь, с легкостью заправского шулера перетасовывает самых разных личностей и даже тех, которые к жизни и творчеству Н.К.Рериха не имели никакого отношения, вплетая их в свою мерзкую аферу. Его новая книга не стала исключением. В формате одной статьи невозможно охватить весь масштаб шишкинской клеветы, но на некоторых примерах вполне реально понять, как работает устроенная им фабрика лжи.

Подробнее...

Открытое письмо Вице-президента Международного Центра Рерихов А.В.Стеценко министру культуры Российской Федерации О.Б.Любимовой

Открытое письмо Вице-президента Международного Центра Рерихов А.В.Стеценко министру культуры Российской Федерации О.Б.Любимовой

Уважаемая Ольга Борисовна!

На открытое обращение Международного Центра Рерихов (МЦР) к Вам (вх. Министерства культуры № 23-21166 от 26.04.2023 г.), в котором была высказана просьба разобраться в необоснованном запрете на проведение выставки МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», которая на основании Договора о сотрудничестве между Российской национальной библиотекой (РНБ) и Санкт-Петербургским отделением МЦР от 29.03.2023 г. должна была открыться 15.04.2023 года, мы получили два ответа от директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ Светланы Даниловны Ермаковой.

Подробнее...

Знамя Мира - красный крест культуры

К 88-летию принятия Пакта Рериха

«Культура и Мир являются священным оплотом человечества.
В дни больших потрясений, и материальных, и духовных, именно
к этим светлым прибежищам устремляется дух смущенный».
Н.К. Рерих

Мадонна Защитница (Святая Покровительница). Н.К. Рерих. 1933
Мадонна Защитница (Святая Покровительница).
Н.К. Рерих. 1933

 ХХ век был чрезвычайно насыщен войнами разного масштаба. Не лучшим образом начался ХХI век. Сейчас идёт «ползучая Третья мировая война», отметила известный учёный-востоковед, писатель, философ Л.В. Шапошникова. Войны разрушают материальное основание Культуры - её памятники. Они уничтожают людей - живых носителей этой Культуры.
 В начале ХХ века всемирно известный художник, ученый, путешественник, общественный деятель Н.К. Рерих, предвидя потрясения от  надвигающихся войн, предложил «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Это первый в истории человечества такого рода документ. 

Подробнее...

144 года со дня рождения Елены Ивановны Рерих

С.Н.Рерих. Портрет Елены Ивановны Рерих. 1937 
 С.Н.Рерих. Портрет Елены Ивановны Рерих. 1937

12 февраля исполняется 144 года со дня рождения Елены Ивановны Рерих (12.02.1879–05.10.1955), выдающегося философа, ученого, мыслителя. Сотрудничая с Учителями Востока, Елена Ивановна принимала участие в создании уникальной философской системы Живой Этики, которая содержит в себе новую систему познания, основанную на законах Космоса, неотъемлемой частью которого являются Земля и человечество.

Впервые книги Живой Этики были изданы на русском языке в 1924–1937 годах в Париже и Риге и уже при жизни Е.И.Рерих переводились и публиковались на разных европейских языках.

Говоря о литературно-философских трудах Е.И.Рерих, необходимо сказать о других работах, вышедших из-под ее пера. В 1929 году в Париже под псевдонимом Жозефина Сент-Илер был издан ее труд «Криптограммы Востока», имевший тот же самый источник, что и книги Живой Этики. В нем повествовалось о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Акбара Великого, Сергия Радонежского.

Подробнее...

Виктор Байда. Град Пречистый

Виктор Байда. Град Пречистый

Дворовый фасад Главного дома усадьбы Лопухиных XVII-XIX вв., июль 2006 г. (фото из Архива МЦР)  
 Дворовый фасад Главного дома усадьбы Лопухиных XVII-XIX вв., июль 2006 г. (фото из Архива МЦР)

«Злые силы на нас ополчилися. Защити, Владыко,
пречистый град! Пречистый град – врагам озлобление!
Прими, Владыко, прекрасный град!»

Н.К.Рерих. Сон. [1]

Прошёл ровно месяц после драматичных событий, связанных с пожаром в московской усадьбе Лопухиных 10 декабря 2022 года [2]. Из многочисленных публикаций в СМИ в день пожара стало известно, что расследованием причин случившегося будут заниматься сразу несколько государственных структур. Прежде всего это органы дознания МЧС, действия которых будет контролировать Хамовническая межрайонная прокуратура г. Москвы [3]. Также в соответствии с поручением председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина Главным следственным управлением СК по г. Москве в связи с пожаром в усадьбе Лопухиных было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ», при этом ход расследования поставлен на контроль центрального аппарата ведомства [4]. Казалось бы, месяца вполне достаточно для того, чтобы установить обстоятельства и причины возгорания. Тем более, что в подобной ситуации продолжительность расследования явно не способствует выяснению истинных причин случившегося. Думаю, что в первую очередь необходимо было детально зафиксировать последствия пожара, состояние конструкций здания и всех технических средств безопасности и контроля на объекте (включая системные журналы приёмно-контрольной аппаратуры и записи видеокамер) сразу после ликвидации пожара. В дальнейшем анализ этой информации позволил бы получить ответы на вопросы, связанные с причинами возгорания. В этих обстоятельствах считаю необходимым поделиться своими размышлениями о возможных причинах произошедшего.

Подробнее...

«Невежество – корень всех зол». О книге О.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»

«Невежество – корень всех зол». О книге О.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»

Интерес в мире к многогранной, уникальной личности русского художника, мыслителя, общественного деятеля Н.К.Рериха и его наследию не иссякает со временем. Этому факту можно было бы только радоваться. К сожалению, как известно, не всякое проявление подобного интереса вызвано желанием познавать и учиться, а жаль, поскольку такие уроки жизни бесценны.

Исследование творчества выдающихся личностей, таких как Н.К.Рерих, не просто, т.к. подразумевает постоянное приобретение нового знания, его углубление и личное совершенствование. Только благодаря такому подходу можно получить возможность приблизиться к высотам, связанным с деятельностью великих людей. В противном случае теряется живая связь с объектом исследования и, как следствие, – фальсификация исторических фактов, замещение реальности узким личным представлением. Все это не ново.

Подробнее...

Сообщение Международного Центра Рерихов о пожаре в Главном доме усадьбы Лопухиных в Москве

Сообщение Международного Центра Рерихов о пожаре в Главном доме усадьбы Лопухиных в Москве

Как нам стало известно из официальных источников, сегодня, 10 декабря 2022 года, около 7 часов утра на пульт Главного управления МЧС России по г. Москве поступило сообщение о возгорании в Малом Знаменском переулке в «двухэтажном здании старой постройки». В дальнейшем появилась уточненная информация о возгорании межэтажного перекрытия между вторым этажом и чердаком на площади около 10 квадратных метров. Однако в последующих сообщениях было сказано об увеличении площади возгорания до 50 квадратных метров и обрушении перекрытий второго этажа здания, в результате которого пострадал один из пожарных. Сотрудники МЧС приступили к вскрытию чердака и кровли и проливке конструкций здания.

Подробнее...

ВОИН СВЕТА. По маршруту Мастера

«Воин Света» - новый документальный фильм Международного Центра Рерихов в двух частях. Фильм посвящен Людмиле Васильевне Шапошниковой (1926 - 2015) – выдающемуся деятелю культуры современной России, известному ученому, писателю, путешественнику, одному из основателей и бессменному генеральному директору общественного Музея имени Н.К.Рериха. Более четверти века Л.В.Шапошникова являлась доверенным лицом и исполнителем завещания Святослава Николаевича Рериха.

ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ «ПО МАРШРУТУ МАСТЕРА» рассказывает о становлении, устремлениях и жизненном пути Л.В.Шапошниковой до свершения главного подвига ее жизни - доставке в Россию величайшего сокровища мировой культуры – наследия семьи Рерихов и создания в Москве общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Новая книга!

Дорогие друзья!

сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции для молодежи «Мы творим будущее», (28.02.2023 г.)

Издан сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции для молодежи «Мы творим будущее», (28.02.2023 г.), тема конференции «Роль Учителя в развитии человечества»
Здесь поднимается очень важный вопрос о значении педагога и Учителя в жизни и развитии каждого человека, а также всего общества в целом.
Сборник адресован широкому кругу читателей: школьникам, студентам, педагогам, родителям и всем, кого интересует духовное развитие человека, вопросы Культуры и будущее нашей цивилизации.
Стоимость сборника 655 руб.

 

сборник материалов Международной научно-практической конференции «Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики», которая состоялась 18 марта 2023 г. в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ)

Издан сборник материалов Международной научно-практической конференции «Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики», которая состоялась 18 марта 2023 г. в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ).
Живая Этика дает нам представление о новой ступени космической эволюции, о новой эпохе, о новом человеке, о новом мышлении, новой науке и новых грядущих знаниях, так не похожих на ныне существующие.
Издание адресовано работникам образования, культуры, студентам и всем, кто заинтересован в развитии Культуры - основы существования человечества.
Стоимость сборника 700 руб.

По вопросам приобретения сборника обращаться по эл. почте: iromlzk@mail.ru или по тел. 8-964-105-38-10, 8-914-904-95-40

Объявление

Дорогие друзья!

Нужна помощь волонтёров в работах по облагораживанию территории
Культурно - выставочного Центра на Байкале в посёлке Старая Ангасолка, 149 км. КБЖД.
Можно совместить приятное с полезным - побыть на природе и помочь общему делу!
Тел. для справок: 89148927765, 89641053810