Как помочь Музею имени Н.К. Рериха
Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!
О спектакле театра «Эрмитаж» «Веселая женщина»
В сентябре 2024 года в театре «Эрмитаж» (Москва) состоялась премьера спектакля «Веселая женщина», сюжет которого основан на тифлисском периоде жизни Е.П.Блаватской (1831-1891). Автор пьесы – Михаил Левитин-младший, постановщик – Михаил Левитин-старший. Это первый в России спектакль о Е.П.Блаватской, выдающейся русской женщине, которая известна в мире как незаурядный философ, ученый-подвижник, бесстрашный путешественник и самоотверженный общественный деятель.
Прежде чем высказать свое впечатление о результате творчества отца и сына Левитиных, обратимся к их комментариям по поводу работы над спектаклем. М.М.Левитин, автор пьесы, признал, что «прочитал три тома сочинений Елены Блаватской, посмотрел кучу фильмов о её жизни, познакомился с мемуарами большинства её современников и ничего, ровным счётом ничего в ней не понял!» [1]. Тем не менее он не отказался от замысла «рассказать» публике о том, в чем ничего не смыслит. Словно оправдывая свое непонимание жизненных и философских воззрений Е.П.Блаватской, в интервью радио «Орфей» М.Левитин-младший смело заявил: вряд ли «она сама (Е.П.Блаватская – прим. автора) могла пересказать, что она наплела» [2]. Сколько пренебрежения, фамильярности в этом высказывании. Не мудрено, что М.Левитин-младший определил свое отношение к Елене Петровне как «любовно панибратское» [2].
Поскольку М.Левитин-младший так и не разобрался в жизни и творчестве Е.П.Блаватской, его отец посоветовал ему прочитать мемуары С.Ю.Витте, двоюродного брата Елены Петровны. Однако мемуары С.Ю.Витте не обладают ни достоверной, ни объективной информацией. Сам С.Ю.Витте признавался: «Меня или не было на свете, или же я был еще совершенно мальчиком, а потому Блавацкую в то время не помню» [3]. О замужестве Елены Петровны и ее жизни в Тифлисе С.Ю.Витте пишет, что знает лишь «по рассказам домашних» [3]. И вот на этих «воспоминаниях» с чужих слов и детских «впечатлениях» строилась пьеса о нашей знаменитой соотечественнице. Просто диву даешься такому подходу!
Относительно «Воспоминаний» С.Ю.Витте можно добавить, что издание не считается надёжным историческим источником еще и потому, что там присутствуют, например, логические противоречия, ошибочные даты и даже из жизни самого автора, включая дату собственной свадьбы, а сведения о Е.П.Блаватской представляют набор светских сплетен…
Жаль, что отец и сын Левитины не обратились для подготовки сценария и спектакля к произведениям серьезных биографов Е.П.Блаватской. Прежде всего к ним относятся авторы, которые непосредственно и длительное время находились с Е.П.Блаватской, сотрудничали с ней и хорошо ее знали. Это книги родной сестры Елены Петровны, писательницы В.П.Желиховской [4], мемуары графини Мэри К.Нэф [5], воспоминания Констанс Вахтмайстер [6], биографический очерк Е.Ф.Писаревой [7], документальный труд Сильвии Крэнстон [8] и др. Важно отметить, что в книгах В.П.Желиховской достаточно подробно описан тот самый тифлисский период Е.П.Блаватской, которым заинтересовались М.З. и М.М. Ливитины. Там упоминается и С.Ю.Витте в раннем младенческом возрасте, но лишь единожды. Откуда же в таком случае у юного отрока подобные «воспоминания» о своей кузине, что отражены в спектакле «Веселая женщина»? По мнению автора-составителя «Личных мемуаров Е.П.Блаватской» Мэри К.Нэф, молодой Витте «был слишком мал, чтобы осознанно характеризовать свою двоюродную сестру» [5]. Также она отмечает, что «хронология Витте не точна, может быть потому, что он свои мемуары писал в старости. Многое в его рассказе – заблуждение и далеко от истины» [5]. Однако именно после ознакомления с воспоминаниями С.Ю.Витте Левитин-младший вдруг «увидел, что пьеса готова» [2]. Результат этой готовности зрители лицезрели на сцене театра «Эрмитаж». В спектакле преобладают шутовские эпатажные элементы. Облик Елены Петровны стал не просто гротескным, а перешедшим границы любого фарса: неадекватные движения, периодически оголяющаяся, речь близкая к нецензурной брани, действия без логики и смысла! В целом спектакль формирует смутное и глубоко ошибочное представление о Елене Петровне Блаватской, создает отталкивающий образ. Сценических приемов множество, а правды – ни на грош.
Авторы не отразили главное из жизни героя, пропустили существенное. Ощущение, что эта работа на потребу публики. Создается шоу. Зрителю предлагается иронически переосмыслить героя, низвергнуть его, что приводит к нивелированию выдающейся личности. Впечатление, что само понятие искусства, которое должно поднимать человека над обыденностью, вдохновлять, стирается. Словно нарочито происходит размывание традиционных представлений о ценностях, разрушение эстетических систем, отказ от табу и границ.
Неужели авторы считают, что подобной постановкой они формируют у зрителя достойное отношение к нашей всемирно известной соотечественнице? Что испытывает зритель, выйдя из стен театра? Желание омыться, отряхнуться или, поверив театральному действу, решить, что все эти культурные деятели не лучше меня, и, разочаровавшись, разувериться в существовании авторитетов, во всем, что есть хорошего в мире?
Россия всегда была богата достижениями в области искусства и театра, в частности, она дала миру плеяду новаторов – режиссеров, актеров, драматургов, театральных художников, композиторов, которые задавали высокий уровень эстетики и внесли большой вклад в русскую культуру. Можно вспомнить творцов, что со всей ответственностью служили Мельпомене и оставили о себе добрую память. Среди них – К.Станиславский, Е.Вахтангов, А.Таиров, В.Мейерхольд, Ю.Завадский, Г.Товстоногов, Ю.Любимов, А.Эфрос, М.Захаров… Многие их постановки возрождались, проходили реконструкцию и вновь продлевали свою жизнь. Такая эталонность возможна лишь на основе вечных ценностей, высоких идей, гармоничном единстве формы и содержания, присутствии прекрасного.
Театральные постановки воздействуют на большую зрительскую аудиторию разного возраста. И в этой связи посетители спектакля «Веселая женщина» к сожалению, получили превратное представление о Е.П.Блаватской и ее деятельности. Тем самым авторы погрешили против истины.
Е.П.Блаватская была истинным подвижником. Ее вклад в науку, философию и культуру широко известен и признан. Она оставила значительное наследие. Свидетельством большого таланта, широких познаний и духовного подвига являются труды Е.П.Блаватской. Многие ее мысли созвучны идеям философов Серебряного века – Е.Н. и С.Н. Трубецких, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, В.С.Соловьёва и многих других. Фундаментальные работы Елены Петровны оказали воздействие на формирование мировоззрения целого ряда выдающихся мировых деятелей: А.Эйнштейна, Т.А.Эдисона, М. и П.Кюри, А.Н.Скрябина, М.К.Чюрлениса, Я.Сибелиуса, Рерихов, М.А.Волошина, М.К.Ганди, Л.Н.Толстого, Дж.Неру, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Г.Д.Уэллса и многих других.
Елена Петровна опередила время своими научными предвидениями, например, об атоме и атомной энергии, что стало предметом глубокого изучения ее философского труда «Тайная Доктрина» представителями науки. Не мудрено, что М.Левитин-младший ничего не понял в столь серьезной работе.
Имя Е.П.Блаватской нашло достойное место в уникальном словаре «Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды» [9. С. 118-119]. Этот словарь – своеобразная дань уважения выдающимся русским мыслителям, философам, исследователям.
О мировом признании Елены Петровны говорит тот факт, что 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Блаватской.
Наши современники все больше интересуются жизнью и творчеством Е.П.Блаватской – исследуется ее наследие, проходят научные конференции, защищаются диссертации, издаются ее труды. Вот и первый спектакль о Елене Петровне вышел в Москве, но можно ли им гордиться? Можно ли назвать удачным этот первый театральный опыт? Мы не можем ответить утвердительно на поставленные вопросы. Да и мог ли получиться иной спектакль, когда М.З.Левитин, постановщик «Веселой женщины», считает: «Самое главное, чтобы зал понял, что жизнь в большинстве своем состоит из чушей» [10].
На Востоке есть понятие «пробный камень». Так говорят о великих личностях, которые посвятили свою жизнь служению человечеству. Несомненно, к ним относится и Е.П.Блаватская. Такие люди, словно пробный камень, стоят на пути, и никто не пройдет мимо и безучастно, не раскрыв себя во всей своей полноте, не выявив своего отношения к ним даже после их смерти. Так и Елена Петровна еще при жизни была отягощена людьми, немало от них страдала, встречая недружелюбие, злобу, испивая яд измышлений, искажений и злословий. Но были и те, кто сотрудничали с ней, помогали во всем, учились у нее.
В заключение обратимся к свидетельству тех, кто знал Е.П.Блаватскую и имел право сказать слово о ней.
Г.С.Олькотт (1832-1907), американский журналист, писатель, издатель, адвокат: «Мир когда-нибудь узнает, чем была для него Е.П.Б[лаватская]. В ней жила душа героя, и люди, не обладавшие подобным душевным богатством, инстинктивно чувствовали эту титаническую природу и мощь… Открытая и бесхитростная до неосторожности и слишком искренняя, чтобы подозревать других в лицемерии, она часто оказывалась объектом обвинений и непорядочного хитроумия своих врагов. К тому же, несмотря на свой незаурядный ум и широчайшие знания, она была ранимой и уязвимой, как ребенок. Поразительно бесстрашная, она всегда была полна жалости и нежности. И так во всем, каждый недостаток ее характера возмещался сотней ярчайших достоинств!..» [11. С. 18].
Н.А.Фадеева (1829-1919), тетя Е.П.Блаватской: «<…> Моя племянница Елена совсем особое существо и ее нельзя сравнивать ни с кем. Как ребенок, как молодая девушка, как женщина, она всегда была настолько выше окружавшей ее среды, что никогда не могла быть оцененной по достоинству. <…> …Необыкновенное богатство ее умственных способностей, тонкость и быстрота ее мысли, изумительная легкость, с которой она понимала, схватывала и усваивала наиболее трудные предметы, необыкновенно развитый ум, соединенный с характером рыцарским, прямым, энергичным и открытым, – вот что поднимало ее так высоко над уровнем обыкновенного человеческого общества и не могло не привлекать к ней общего внимания, следовательно и зависти и вражды всех, кто в своем ничтожестве не выносил блеска и даров этой поистине удивительной натуры…» [12. С. 14-15].
Ч.Джонстон (1867-1931), ирландский востоковед, санскритолог: «Первое мое впечатление от Е.П.Блаватской было впечатление необыкновенной силы, и это впечатление все росло. <…>
Это чувство ее силы нисколько не давило и не унижало слабых, это было впечатление глубины и такого размера души, который охватывает всякую суть до самого первоисточника.
Это первое впечатление силы постепенно смягчалось ее удивительной сердечной добротой, всегда готовой забыть себя и отдаться нуждающемуся» [13. С. 67-68].
У.Б.Йейтс (1865–1939), ирландский поэт, лауреат Нобелевской премии: «Натура великая и страстная… она производила впечатление на любого, кто обладал хоть каким-то внутренним богатством, будь то мужчина или женщина» [14. С. 556].
А.А.Брусилов (1853–1926), военачальник и военный педагог, генерал: «…Я убедился, насколько русское общество было скверно осведомлено, насколько оно не имело в то время никакого понятия о силе ума, образования, высоких дарований и таланта своей соотечественницы Е.П.Блаватской, которую в Европе и Америке давно оценили» [15. С. 34].
Махатма Ганди (1869–1948), один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии, философ: «Что бы критики ни говорили в адрес мадам Блаватской, или полковника Олькотта, или доктора Безант, их вклад в развитие гуманизма всегда будет оставаться крайне ценным» [16. С. 25].
К.Воннегут (1922–2007), американский писатель: «Как минимум, госпожа Блаватская познакомила Америку с мудростью Востока, в которой страна и тогда, и теперь весьма нуждается… Поэтому я говорю: «Мир и честь госпоже Блаватской!» [14. С. 598].
С.Н.Рерих (1904–1993), художник, мыслитель, общественный деятель: «Возьмите жизнь Е.П.Б[лаватской]. Ее мучили, не понимали, на нее клеветали, ее подозревали. Прошли годы, и что мы видим? Ее героическая личность кажется небывалой. Она возвышается над всей ограниченной клеветой, часто исходившей от ее ближайших сотрудников, и заставляет этих людей казаться еще темнее из-за черноты их мрачных деяний, порожденных завистью и амбициями, этими двумя бичами, которые лежат в основе любой клеветы!» [17. С. 155].
Е.Рудакова,
Г.Яковлева
Примечания:
1. Милиенко Е. «Веселая женщина» на грани фарса // Театрал on–line 27.09.24. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.teatral-online.ru/news/36184/ (дата обращения 04.11.24).
2. Радио Орфей. Михаил Левитин-младший. 30.10.24 // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orpheusradio.ru/programs/tavor-v-mazhore/2024-10-30/34410-mikhail-levitin-mladshiy (дата обращения 04.11.24).
3. Витте С.Ю. Воспоминания. Полное издание в одном томе. — М.: «Издательство АЛЬФАКНИГА», 2017.
4. Желиховская В.П. Как я была маленькой. СПб.: Издание А.Ф.Девриена, 1898; Желиховская В.П. Мое отрочество. Из детских воспоминаний. СПб., 1893; Желиховская В.П. Радда-бай (правда о Блаватской). СПб., 1893; Желиховская В.П. Е.П.Блаватская и современный жрец истины: ответ госпожи Игрек (В.П.Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьеву. 1893.
5. Нэф Мэри К. Личные мемуары Е.П.Блаватской (пер. с англ. Л. Крутиковой и А. Крутикова). 1935 г. Издательство ТЦ «Сфера». Серия «Белый Лотос», 1993.
6. Вахтмайстер Констанс. Воспоминания о Е.П. Блаватской и «Тайной Доктрине» (перевод К.Гилевич и Е.Ляховой) // «Reminiscences of H. P. Blavatsky and “The Secret Doctrine “», Countess Constance Wachtmeister. London, 1893.
7. Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк.1909.
8. Крэнстон С. (при участии Уильямс Кэри). Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Пер. на русский. 2-е издание, доп. Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1999.
9. Алексеев П.В. Философы России XIX–XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002.
10. Новости культуры с Владиславом Флярковским 29.09.24. // Россия К. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://smotrim.ru/video/2872930 (дата обращения 04.11.24).
11. Цит. по: Сикирич Е. Загадка, носящая имя Е.П.Б. // Блаватская Е.П. Избранные статьи. Ч. II. М.: Новый Акрополь, 1996.
12. Цит. по: Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская // Вопросы теософии. Вып. 2. СПб.: Городская типография, 1910.
13. Отзывы учеников // Вопросы теософии. Вып. 2.
14. Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения.
15. Брусилов А.А. Мои воспоминания. М.: РОССПЭН, 2001.
16. Ганди М. Моя вера. М.: Йога Экс-Пресс, 2009.
17. Рерих С.Н. Письмо Г.Уоллесу от 07.08.1935 // Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. (1912-1952 гг.). М.: МЦР, 2004.
Источник: https://www.save-roerich-museum.ru/o-spektakle-teatra-ermitazh-veselaya-zhenshhina/