#SaveRoerichMuseum

Как помочь Музею имени Н.К. Рериха

Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!

 

ПОМОЧЬ МУЗЕЮ

 


 


С 17 сентября Рериховское культурное творческое объединение приглашает на встречи, каждый понедельник, в 18 часов, по адресу: Иркутск, ул. Клары Цеткин, 13 А, 21 каб., ост. авт. "Шмидта". В программе: лекции, беседы и видеофильмы, посвященные философии космической реальности, вопросам искусства и науки. Вход свободный, тел. 8-964-105-38-10, 8-914-904-95-40

План лекций 2018-2019 гг.

 


 

Елена Ивановна Рерих

Елена Ивановна РерихЕлена Ивановна Рерих (1879-1955) - спутница и верная другиня художника, разделявшая его трудности и радости, дававшая ему силу и радость творчества.

Она прошла жизнь устремленно и красиво, своим примером указав путь преданного служения идеалам человечности и красоты.

Она дала миру книги Учения Живой Этики, написанные в сотрудничестве с Учителем, ведущим семью Рерихов через годы совместного труда и познавания.

 

Елена Ивановна вела большую переписку со многими людьми из самых разных уголков мира. Ее книги и письма содержат огромный опыт ее жизненного пути.

12 февраля (31 января по ст. с.) 1879 года в С.-Петербурге, в доме на Сергиевской улице, в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны родилась дочь, названная Еленой.

Ее мать, Екатерина Васильевна, происходила из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. Сама Елена приходилась двоюродной правнучкой великому русскому полководцу М.И.Кутузову.

Физически девочка развивалась нормально, даже ускоренным темпом, ибо начала ходить уже с десяти месяцев и рано начала говорить. Она росла на редкость чуткой к красоте во всех ее проявлениях; особенно запоминала красоты природы. Также с трехлетнего возраста остались резко запечатленными поразившие ее красивые облики матери и брата.

Брат девочки умер пяти с половиной лет от дифтерита. Елене шел уже пятый год, и мать стала больше заниматься ею и даже начала, шутя, учить ее читать. Постепенно, на газетах, кубиках и картинках, девочка освоилась с азбукой и стала бегло читать. Так же быстро одолела и азбуки - французскую и немецкую. К шести годам она свободно читала и даже писала на трех языках.

Несмотря на нянек и разных бонн и учительниц, девочка росла очень самостоятельной и больше всего любила играть и читать в одиночестве. Сверстницы утомляли ее и не оставляли никакого впечатления. Самостоятельность девочки сказывалась также в упорном отказе повторять слова молитвы, которую она и брат ее должны были читать перед сном. Девочка молилась своими словами о том, что ей было ближе всего. В семье даже существовал рассказ о том, как девочка молилась: "Боженька, спаси и сохрани папу, маму, бабушку и мою корову". (Корова была игрушечная, но настолько большая, что в густой траве ее принимали за теленка, что приводило девочку в восторг.)

Интерес к книгам проявлялся с самых ранних лет. Книги стали лучшими наставниками и друзьями. Первой и самой большой радостью были два тома Библии с иллюстрациями Г[устава] Дорэ. Книги эти были настолько велики, что девочка не могла поднять их. Потому она могла любоваться ими лишь тогда, когда кто-либо из взрослых давал ей их. Но так как книги были дорогие, то ей неохотно разрешали пользоваться ими. Книги эти многие годы были ей источником истинной радости. И когда она подросла, она уже сама, тайком, тащила из кабинета отца толстый том, вся сгибаясь под тяжестью его, тащила в свою комнату, где с замиранием сердца могла снова созерцать любимый Облик Христа и страдать его страданиями.

Среди самых первых книг были и две старинные книги "Путешествия по Центральной Азии и по Дальнему Востоку". Эти два толстенных тома были даны в полное распоряжение девочки, ибо они служили ей вместо подушек на стуле за большим столом. Она любила рассматривать их, ибо они были обильно иллюстрированы, и таким образом девочка рано познакомилась с природою, этнографией и жизнью Дальнего Востока, что, конечно, оставило свой след в воображении и сознании, еще не загроможденном бездарными и лживыми сочинениями для детей.

И в последующие годы любимым занятием осталось чтение, читала, как говорится, запоем, так сильно переживая горе и радость книжных героев, что почти заболевала. Горько рыдала над судьбой Милы и Ноли (Кота Мурлыки) и много дней была подавлена тоскою. Рядом с такими книгами, как "История Кусочка Хлеба", "Самодеятельность Смайльса", любила все книги Густава Эмара, Марка Твена и Александра Дюма - "Граф Монте Кристо", "Три мушкетера", "Ракомболь" Понсон дю Террай, "Мученики Науки" и "Дети Капитана Гранта".

В 1899 году, в имении своей тети, княгини Е.В.Путятиной, Елена Шапошникова впервые встречается со своим будущим мужем, молодым художником Николаем Константиновичем Рерихом (1874-1947), а в ноябре 1901 года они поженились. В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем - ученый-востоковед с мировым именем. Их младший сын Святослав, появившийся на свет в 1904 году, изберет ту же стезю, что и отец - станет художником.

В 1916-1918 годах в связи с состоянием здоровья мужа Е.И.Рерих вместе с детьми живет в Карелии. После революционных событий семья Рерихов оказывается отрезанной от Родины. При помощи друзей Николай Рерих устраивает выставку в Стокгольме. Далее - Финляндия, Норвегия, Дания, Великобритания.

С 1920 по 1923 год Рерихи живут в Америке. После первой выставки картин, состоявшейся в декабре 1920 года на американской земле по инициативе Чикагского Института Искусств, Николай Константинович и Елена Ивановна при поддержке новых друзей и сотрудников развернули широкую культурно-просветительскую деятельность.

В 1921 году в Нью-Йорке открылся Институт Объединенных Искусств, главной целью которого основатели видели в сближении народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение молодых художников "Соr Ardens" ("Пылающие сердца"), а в 1922 году возник международный культурный центр "Corona Mundi" ("Венец Мира"). В ноябре 1923 года распахнул свои двери Нью-Йоркский Музей имени Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Уезжая в 1923 году из США, Рерихи оставили здесь активную, плодотворно работающую группу учеников и сотрудников. Фактически при жизни Рерихов эта группа была главным центром основанного ими духовнокультурного движения. И в наши дни в Нью-Йорке работают две рериховские организации, продолжающие традиции своих предшественников: Музей им. Н.К.Рериха и Общество Агни-Йоги.

В Америке Елена Ивановна приступает к регулярным записям своих бесед с духовными учителями Востока (первая запись для книги "Зов", открывшей серию "Живая Этика", была сделана еще в Лондоне 24 марта 1920 года).

Первоначально эти записи преимущественно носили характер личных указаний, касавшихся самих членов семьи; в них давались советы и наставления, которые необходимо было усвоить, вступая на нелегкий путь самосовершенствования и духовного развития. Дальнейшие книги Учения Живой Этики носили уже более общий, глобальный характер, затрагивая вопросы духовной эволюции человечества в целом. Их появление имело прямое отношение к тем процессам, что происходили в науке, культуре, политической и духовной жизни XX столетия.

Многие выдающиеся ученые и философы того времени (В.И.Вернадский,

А.Л.Чижевский, К.Э. Циолковский) уже предчувствовали грядущие изменения в истории человечества и возможность его прорыва на новую эволюционную ступень.

 

 

Дорогие друзья!

Приглашаем Вас принять участие в наших проектах:

 15 слет Планеты Доброты

Приглашаем Вас принять участие в 15-м слете Планеты Доброты, который будет проходить в два заезда: 1-й заезд - с 27 по 30 октября 2018 г., 2-й заезд - с 1 по 4 ноября 2018 г. в Культурно-выставочном центре на Байкале.

Тема слета: «Искусство творить взаимоотношения». Как строить взаимоотношения с окружающими? Какие качества для этого необходимы? Как обрести друзей? На эти и многие другие вопросы будут искать ответы участники слета. В рамках слета планируется проведение бесед, уроков доброты, экскурсий, мастер-классов, концертов, театральных постановок, вечеров поэзии и музыки, просмотр видеофильмов по тематике.

Подробнее


 Межрегиональный конкурс для молодежи "Читаем Николая Рериха"

Межрегиональный конкурс «Читаем Николая Рериха» для школьников и студентов проводится в рамках ежегодного Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру» и посвящен дню рождения Николая Константиновича Рериха - 9 октября (1874-1947).

Конкурс заочный. На конкурс принимается одна работа от каждого автора или группы авторов. Работы принимаются до 30 октября 2018 года. Подведение итогов после 20 ноября 2018 года, итоги публикуются на сайте http://mir-kultura.ru/.

Подробнее


Новая книга!

Сборник "Культура как национальная идея России"

Дорогие друзья!

Выпустился сборник "Культура как национальная идея России", в который вошли материалы мартовской конференции в ИРНИТУ 2017 г. и Байкальских педагогических чтений 2017 г. В сборнике представлены материалы Межрегиональной научно-общественной конференции (11 марта 2017 г.) и материалы VI Межрегиональных Байкальских педагогических чтений «Культура – Победительница» (20-24 июля 2017 г.), посвященных 80-летию основания Иркутской области. Сборник будет полезен педагогам, студентам и всем интересующимся вопросами культуры, науки, философии и воспитания.
Сборник имеет ISBN и участвует в обязательной рассылке по крупнейшим библиотекам страны.
По вопросам получения и приобретения сборников обращайтесь к Нарулиной Татьяне Викторовне, тел. 89641053810.

Объявление

Дорогие друзья!

Нужна помощь волонтёров в работах по облагораживанию территории
Культурно - выставочного Центра на Байкале в посёлке Старая Ангасолка, 149 км. КБЖД.
Можно совместить приятное с полезным - побыть на природе и помочь общему делу!
Тел. для справок: 89148927765, 89641053810

Обращение детей за мир во всем мире!

Дорогие друзья!

Это обращение было написано на берегу священного озера Байкал под влиянием его красоты и той мудрости, которой наполнена его природа. Написано было горящими сердцами детей. Чистота и искренность их устремления помочь нашей планете в это нелёгкое для неё время заслуживает не просто внимания, но активной помощи со стороны тех, чьё сердце ещё способно чувствовать и сочувствовать, со стороны тех, кто способен без страха взглянуть правде в глаза, и, осознав всю бедственность сегодняшнего положения, найти силы в себе, что бы помочь миру!