#SaveRoerichMuseum

Как помочь Музею имени Н.К. Рериха

Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!

 

ПОМОЧЬ МУЗЕЮ

 


Светлый Вестник

К 110-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха

Святослав Николаевич РерихСтремления человека определяют его судьбу. Стремление к Свету делает жизненный путь человека светлым. Цельность устремления исходит из сущности самого человека, из его природной гармонии. Человек, несущий в себе Свет, способен излучать его и вовлекать в свою сферу созвучных. Несущий свет людям и указывающий лучшие пути духа может быть назван Вестником Света.  
Вызовы современного мира становятся всё более угрожающими. В мировых конфликтах, во взаимной недоброжелательности мы готовы утратить свой человеческий облик. Разъединённость - один из главных бичей нашего времени. Мы забываем, что живём на одной планете, что все лучшие достижение человечества - это результат нашего  сотрудничества. Сейчас настало время объединения, без которого дальше невозможно. И каждый положивший свой камень в основание общего храма будет сотрудником Высших Сил.
Великая и мудрая жизнь не оставляет людей и в самые важные моменты истории посылает светлых вестников, указывающих верный путь. Одним из таких вестников был Святослав Николаевич Рерих, человек чрезвычайно широкого диапазона. Широтою своих интересов он был подобен художникам эпохи Возрождения. Величие высоко духовных людей в их простоте. И заветы их для потомков кратки. Завет Святослава Николаевича: «Стремиться к прекрасному». И в этом завете ответы на все актуальные проблемы современности.
Семья, в которой он родился, принесла мощный объединительный импульс. Все их усилия в разных сферах, в науке, в искусстве, в философии, в общественной и просветительской деятельности, были направлены на объединение людей вокруг высших  принципов жизни. И каждый вёл свою работу в близкой ему сфере в соответствии с этой идеей.

Одним из главных инструментов в объединении человечества и преображении человеческого духа является искусство.  Живая Этика по этому поводу говорит: «Чистое искусство – достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете свет». «Искусство всегда признавалось и ценилось как великий магнит, действующий на человека» - писал Святослав Николаевич. Искусство – это язык чувств. Через искусство человек способен воспринимать информацию непосредственно. Минуя интеллектуальную сферу человека, импульс от произведения искусства попадает напрямую в область сердца. И он способен заставить сердце отзвучать. Подобное воздействие гораздо глубже и информационно емче, нежели воздействие через ум. А значит и возможностей по преображению внутреннего человека здесь гораздо больше. Роль искусства в духовной эволюции человека высоко оценивалась Рерихами. Его объединяющая сила отмечалась Николаем Константиновичем Рерихом: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза» и Святославом Николаевичем Рерихом: «Искусство во всех своих формах открывает перед нами путь взаимопонимания и дружбы».
Святосла Николаевич Рерих на пленереС детства сфера искусства была близка Святославу Николаевичу.  Имея перед собой пример своего отца, он быстро развился как художник. Обучение Святослав Николаевич получил в европейских и американских университетах. В ранние годы своего творческого пути получил общественное признание(американские выставки). Надо сказать, что имея перед собой пример самобытного художника в лице отца, Святослав Николаевич перенял самобытность как таковую, в сути её, как индивидуальный способ выражения своего внутреннего мира, и сумел выработать свой язык в изобразительном искусстве. П.Ф. Беликов писал «если говорить о традициях, перенятых сыном у отца, то наиболее явно выраженной преемственностью можно назвать умение быть самим собою. Так же, как и Николай Рерих, Святослав Рерих создает в сфере Прекрасного свой собственный и неповторимый мир».
Одно из важных качеств искусства Святослава Николаевича – это близость простому человеку. Его искусство лишено высокомерия. Язык, найденный автором, понятен. Он далёк от замысловатых концепций различных «измов», в большом количестве возникших в ХХ веке. Человечность и особая сердечность наполняет образы героев его картин. Вот, к примеру, картина «Моя страна прекрасна». На ней мы видим молодую девушку, открыто и непосредственно смотрящую в глаза зрителю. Положение сидя взято из жизни. Нет напыщенной постановочности. Очень деликатно и с вниманием к характерным подробностям прописывается лицо и руки. Художник показывает красоту, заложенную в человеке. И красота эта проста и жизненна.
Другое качество - это поэтичность и музыкальность. Всякое жизненное явление, им изображаемое, взято в своём высшем аспекте с некою торжественностью. Эта поэтичность  заставляет звучать своей уникальной мелодией каждое полотно. Она сплавляет все части картины в единую симфонию. Николай Константинович Рерих писал о работах своего сына: «В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. Так же, как в самой жМолчание. Тишинаизни лишь мертвый глаз может предположить безразличие хотя в малейшей подробности, так же точно в искусстве, в творчестве мастера будет жить решительно все. В этой взаимной вибрации заключена мощь великих произведений искусства». Так, в картине «Молчание (Тишина)» 1964 г.  всё работает на этот образ тишины. В горизонтальном движении, символизирующем мерность и неспешность проживаемого персонажами мгновения, выстраиваются планы облаков, неба, моря, песка. Бык вытянул свою голову вдоль горизонта. Девушка  сидит в соответствии с основным движением и также подчёркивает второстепенное вертикальное движение, закинув голову вверх, как бы вслушиваясь в тишину. И лес на заднем плане наполнен чем-то волшебным. Тонкое свечение над горизонтом заставляет задуматься о том, что то, во что вслушивается девушка, лежит за гранью грубого и обыденного и требует внутренней тишины от того, кто хочет услышать.
На необычайную цветовую наполненность картин Святослава Николаевича сразу же обращается внимание, того, кто впервые знакомится с его творчеством. Одно из важных качеств полотен Святослава Николаевича - это цветовая насыщенность. Л.Р. Цесюлевич писал: «Эмоциональное впечатление от живописи Святослава Рериха, особенно его зрелого периода, похоже на ощущение, которое испытываешь, если поднести лицо к пышному букету ярких, красочных и многоцветных цветов. Светоносность и цветоносность — это первое, что ее отличает». Вероятно, акцентирование на возможности цвета в передаче образа Святослав Николаевич перенял у своего отца. Цвет- одно из основных средств выражения в изобразительном искусстве и определяет первое впечатление от произведения.  Психология восприятия цвета активно изучается современными учёными. А на сакральное значение цвета указывалось в духовной литературе. Согласно учению Живой Этики наш мир – это многомерная энерго- информационная структура. За гранью обычных возможностей восприятия человеческого глаза лежит невидимый обычным зрением спектр. Каждый предмет и живое существо является излучателем определённых энергий, которые имеют свой цвет, свидетельствующий о сущности того или иного явления. Некоторые из этих излучений фиксируются современными аппаратами. Об утончении человеческого зрения и способности видеть эти излучения писала Е.И. Рерих – «Существует призматическое зрение, когда мы начинаем видеть тонкую сущность Тонкого Мира в радуге, или спектре, присущего ей Луча». Зачастую художник, созерцая действительность, воспринимает осознанно или не осознанно невидимый спектр явлений, их суть. Как, например, ощущение позитивной или негативной энергетики места. В это понятие, энергетики,  сейчас вкладывают комплекс тонких ощущений воспринимаемых непосредственно от чего- либо. Безусловно, эти ощущения накладываются на изображаемое. Они воплощаются изобразительными средствами. Вероятно, что активная цветовая насыщенность работ Святослава Николаевича была следствием восприятия не только обычным зрением, но и следствием тонких ощущений. Подтверждением этому может быть не только Возлюби ближнего как самого себяцветоносность, но и светоносность его работ. Многие из них наполнены энергийной напряжённостью. Динамика света определяется последовательным и направленным изменением светлоты цветовых пятен. Она проявляется в отдельных мастерских ударах кисти, в тонких переливах внутри локальных цветовых пятен. Отчего появляется  ощущение, какое испытываешь от витража из литого стекла, когда всё переливается неожиданными и яркими свечениями, вызываемыми проходящим светом из глубин стекла. Часто в работах Святослава Николаевича мы видим подчёркивающий декоративный контур, который усиливает ощущение светимости объекта и динамичности его.  В работе «Красная земля.II» 1947 г.  внимание обращается на светлотный контраст тёплых белых вспышек облаков на фоне синего неба. То, что это облака - это весьма условно. Это некое свечение пространства фокусирующееся возле человеческих фигур. Другие цветовые вспышки золотистого и золотисто-зелёного цвета наблюдаются в теневой части картины, справа, подчёркивающие зелень растительности и фоном подсвечивающие одну из фигур. В работе «Красная земля.I» 1954 г.  в жёлтом фоне, насыщенном переливами различных оттенков, заметны белые блики, идущие по облакам на заднем плане и тремя звёздочками фокусирующиеся возле головы женщины. «Победа» 1945 г.- картина наполнена энергией и неким электричеством, искры которого идут по силуэтам двух фигур. Свечение тонких энергий в буквальном исполнении отражены на работах «Я был человеком» 1966 г.  и «Возлюби ближнего как самого себя» 1967 г.
Во многих работах можно заметить, как формы привычных объектов очень сильно упрощаются и начинают нести некий иной смысл. Такое впечатление, что Святослав Николаевич пользуется формами физического мира для передачи незримого иного мира. Есть ощущение, что на его полотнах формы оплавляются, становятся более пластичными.  Как будто бы энергия, их создавшая вновь возвращается в своё исходное состояние или переходит в новое. И в какой-то момент мы понимаем, что находимся перед космическим действием. И перед нами не горы не облака и деревья, а потоки энергии. Вспышки света на тёмном фоне, как извечная борьба света и тьмы.  Так П.Ф. Беликов описывает одну из картин Святослава Николаевича: «Большое, полное напряжения полотно «Яков с Ангелом» (1940). Схватка Света с тьмою, непримиримая борьба Добра со злом. Поднятый этой борьбой вихрь не знает преград. Он охватывает всю планету и проникает в каждую человеческую душу».  В Отшельниккартине «Отшельник» художник подробно и с некоторой экспрессией прописывает фигуру главного персонажа на переднем плане и довольно условно пишет окружение. Интуитивно мы понимаем, что отшельник находится в горной расселине и над ним находятся ветки дерева. Но сама предметность автору не важна. Внимание в первую очередь обращается на мощные потоки света нисходящие сверху к отшельнику и тёмные пятна преграждающие их. Художник старается показать суть устремления к свету и преодоления препятствий на этом пути.
Таким образом, свет, как энергия жизни и тонкоматериальная основа мироздания, в разной степени проявленности сопутствует всем явлениям на полотнах Святослава Николаевича и является лейтмотивом, проходящим через всё его творчество. Л.В. Шапошникова писала: «Его привлекали те энергетические категории, к которым он был наиболее близок, опыт в познании которых накопил в течение своей жизни. Красота, ее суть и ее роль, ее энергетика занимали, пожалуй, первое место в этом опыте».
Надо сказать, что художник находит свою меру в соотношении космического и человеческого. Эти две составляющие активно проявляются в его полотнах, являя зрителю глубины человеческого духа и глубины космической реальности. Космос, как было сказано раньше, в большей мере проявляется на полотнах Святослава Николаевича в решении окружения, а человеческая духовная составляющая в особом отношении к проработке фигур. Но, не смотря на разницу в масштабах первого и второго (космического и человеческого), человек в его работах является неотъемлемой частью космоса. И объединяются они именно на глубинном уровне сходством внутренних процессов. Свет космоса - это свет в человеке, тьма космоса - это тьма в человеке. И невольно приходишь к мысли, что космос живёт внутри человека и человек - это активная творящая энергия вселенной.
Сам Святослав Николаевич писал о том, что ключ к его творчеству лежит в его отношении к жизни. Безусловно, призма внутреннего мира влияет на восприятие окружающего. Добрый подмечает доброе, плохой – плохое. Светоносность работ, говорит ещё о внутреннем мире художника. Наполненность работ светом является свидетельством внутреннего света Святослава Николаевича. Оперирование формами, не присущими привычному восприятию человека, проявляет внутреннюю раскрепощённость художника от рамок обыденности и способность его мыслить масштабами космоса.
Но сказать, что Святослав Николаевич не отображал негативных явлений жизни, лишь потому, что их не замечал, было бы неверно. Он писал о величайшей ответственности художника перед миром за своё творчество: «Творцы должны осознать свою ответственность перед человечеством. Сознавая значение своего влияния на жизнь, на будущие поколения, художники должны не жалеть усилий в самосовершенствовании и стремлении достигнуть наибольшей возможной широты видения и восприятия». Он говорил о том, что зафиксированное на полотне негативное явление продолжит свою жизнь и будет влиять на окружающих: «В жизни существует много уродливых проявлений, и они должны оставаться таковыми в нашем восприятии, о них следует умалчивать, а не увековечивать, чтобы они не распространяли запах разложения на всех, кому доведётся прикасаться к этим образам».
Синтезом его философской мысли, как наставление для человечества,  является утверждение о необходимости стремления к прекрасному. Оно исходит из того смысла, какой он вкладывал в понятие прекрасного, в понятие красоты. «Красота - великая движущая сила нашей жизни, все царства природы стремятся к совершенству, стремятся к красоте».  «Начиная осознавать прекрасное, мы меняем своё отношение к прежним своим взглядам и привычкам. Мы замечаем красоту в тех сферах жизни, где раньше даже и не подозревали о её существовании. Мы начинаем осознавать новые возможности и новые смыслы и научаемся отказываться от безобразного и окружать себя прекрасным… Если красота- это истина, а истина- это красота, то тогда мы имеем готовое мерило, которое никогда нас не подведёт и не обманет». «Если жизнь с такими усилиями и в таких муках стремится к прекрасному, если вся борьба, труды и страдания принимаются во имя сотворения более совершенного типа, более гармоничных пропорций, более точного равновесия между составляющими элементами, то разве не должны и мы - существа, наделённые сознанием и понимающие, что им наделено и всё окружающее нас, - так же стремиться к прекрасному, способствуя усилиям эволюционных сил? Те, кто делает это, кто привносит красоту в нашу жизнь и открывает нам глаза на всё более и более возвышенную красоту, поистине благословенны – они вносят свой вклад в великую задачу развития более совершенного человечества, создания более совершенной жизни».  Таким образом Святослав Николаевич определял красоту, как природную преображающую силу, исходящую из самой сути жизни, как мерило истины, как высший аспект этой жизни. И в этом он был прямым приемником идей своего отца: «Под знаком Красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся»- писал Николай Константинович Рерих.
Святослав Николаевич воплотил этот завет всей своей жизнью. И как наглядное свидетельство тому - его творчество. Отмеченные выше качества картин явились следствием его стремления к прекрасному и его желанием принести это прекрасное в наш мир. Сам, будучи высоко духовным человеком, он воплотил свой внутренний мир на полотнах. Его картины - это свидетельство высших качеств человека, и тем они  ценны для нас. Созерцая их, мы можем прикоснуться к опыту человека, шедшего путями духа, чья жизнь явилась светлой вестью великого космоса, частью которого мы все являемся.
В завершении хочется привести слова Святослава Николаевича: «Так давайте же стараться быть лучше, давайте стараться развивать доброжелательную позицию и доброе, понимающее сердце. Все радости и счастье исходят изнутри. Именно наше отношение к жизни, наша позиция, определяет, счастливы мы или несчастны, но если мы доброжелательны, если излучаем положительный ток сочувствия и понимания, мы окружаем себя благой, полной позитивных элементов аурой».

Дорохин Д.В.
член Союза художников России,
старший преподаватель НИ ИрГТУ

Новая книга!

Дорогие друзья!

сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции для молодежи «Мы творим будущее», (28.02.2023 г.)

Издан сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции для молодежи «Мы творим будущее», (28.02.2023 г.), тема конференции «Роль Учителя в развитии человечества»
Здесь поднимается очень важный вопрос о значении педагога и Учителя в жизни и развитии каждого человека, а также всего общества в целом.
Сборник адресован широкому кругу читателей: школьникам, студентам, педагогам, родителям и всем, кого интересует духовное развитие человека, вопросы Культуры и будущее нашей цивилизации.
Стоимость сборника 655 руб.

 

сборник материалов Международной научно-практической конференции «Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики», которая состоялась 18 марта 2023 г. в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ)

Издан сборник материалов Международной научно-практической конференции «Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики», которая состоялась 18 марта 2023 г. в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ).
Живая Этика дает нам представление о новой ступени космической эволюции, о новой эпохе, о новом человеке, о новом мышлении, новой науке и новых грядущих знаниях, так не похожих на ныне существующие.
Издание адресовано работникам образования, культуры, студентам и всем, кто заинтересован в развитии Культуры - основы существования человечества.
Стоимость сборника 700 руб.

По вопросам приобретения сборника обращаться по эл. почте: iromlzk@mail.ru или по тел. 8-964-105-38-10, 8-914-904-95-40

Объявление

Дорогие друзья!

Нужна помощь волонтёров в работах по облагораживанию территории
Культурно - выставочного Центра на Байкале в посёлке Старая Ангасолка, 149 км. КБЖД.
Можно совместить приятное с полезным - побыть на природе и помочь общему делу!
Тел. для справок: 89148927765, 89641053810